В преданья старины все поголовно влюблены

В преданья старины все поголовно влюблены Новости Воскресенска

Еще не так давно Владимир Крючков сам был учеником и студентом, под руководством преподавателей вникал в тонкости исторических процессов, а в 2015 году стал победителем профессионального конкурса молодых учителей «Педагогический дебют» и сейчас успешно преподает в школе №9 историю и обществознание.

– Владимир, мужчина в школе – явление редкое. Что повлияло на Ваше решение поступить в пединститут, любовь к истории или желание стать учителем?

– Наверное, и то, и другое. Так вышло, что у меня много двоюродных братьев, сестер, среди которых я самый младший. У них уже свои дети – мои племянники и племянницы. Так как живем мы рядом, младших иногда оставляли на мое попечение, и общение с ними мне всегда хорошо удавалось.

Однажды я слушал рок, а меня попросили посидеть с племянницей. Мы вместе с ней посмотрели рок-концерт, и к приходу бабушки она уже научилась трясти головой в такт музыке и складывать пальцы «козой» (улыбается). В другой раз мои племянницы учили меня исполнять «Танец снежинок», который разучивали в детском саду. Мне было восемнадцать лет, им – по шесть, и со стороны наше кружение посреди комнаты, наверное, выглядело очень забавно, но мы отлично друг друга понимали.

Со школьных лет я любил историю, а еще больше любил биологию. Но так как в коломенском пединституте биофака не было, поступил на исторический факультет. Я просто себя не видел иначе, чем в сфере «человек-человек».

– Институт усилил любовь к истории?

– Мне очень нравилось учиться. У нас были замечательные преподаватели. Звездный состав! Все очень разные, у каждого своя харизма, и высокий уровень профессионализма. От каждого я постарался что-то взять для себя. Особенно нравились Андрей Александрович Шаблин – преподаватель по истории древнего мира и Юрий Всеволодович Пахомов – по истории средних веков. Историю нового времени вела Ольга Игоревна Галкина – образец академичности педагога для меня. В общем, все оказали на студентов большое влияние.

Я и сейчас не теряю связи с институтом. В начале этого года заведующий кафедрой отечественной и всеобщей истории Дмитрий Владимирович Ковалев вспомнил, что я писал выпускную квалификационную работу по войне 1812 года, и в честь памятной даты пригласил выступить в Школе юного историка Коломны. Работа была написана на основе воспоминаний французов, участвовавших в походе против России. Посмотреть на боевые действия глазами врага всегда очень интересно. И вот частью исследований я поделился со слушателями. Взял в Коломну и своих учеников, заодно показали им Музей боевой славы.

– Вам легко было делать первые шаги в школе?

– В первый год работы я столкнулся с необходимостью упрощать подачу материала. Сам привык отвечать перед преподавателями академическим языком с использованием понятий и профессиональных терминов, а в школе надо стараться донести знания до каждого ученика понятно и просто, и в то же время не потерять научность. Пришлось постараться. Зато отношения с детьми сложились сразу. Даже появились ребята, которые полюбили историю и решили заниматься ею профессионально. Недавно встретил одного из наших выпускников, и он сказал, что его поступление на истфак – это моя заслуга. Было очень приятно. Есть и еще ребята, которые планируют поступать на исторический факультет. Многие ученики активно интересуются обществознанием, и в этом году настолько успешно сдали ЕГЭ, что по общему результату вышли на четвертое место в районе.

– В 9-й школе, где Вы трудитесь, много коррекционных классов. Как работается там, учитывая, что история – наука, предполагающая философские размышления?

– По этому поводу я пережил много противоречивых эмоций и понял главное: очень важно установить добрые, доверительные отношения с детьми. И если они будут уважать учителя, то и к предмету проникнутся. А изучение истории способно нравственно воспитывать и облагораживать душу.

– Проработав в школе всего два года, Вы стали победителем профессионального конкурса «Педагогический дебют-2015». Это был важный опыт?

– Да. Я принял решение участвовать, потому что меня вдохновила и морально поддержала администрация школы. И неожиданно для себя я победил. Жюри как-то сразу прониклось ко мне симпатией, и урок обществознания у меня получился действительно неплохой. Там было много разных видов деятельности, и работа с документами, и возможность порассуждать о разнообразии политических режимов…

Вести урок для членов жюри труднее, чем стоять перед классом школьников. И это интересный опыт.

Потом я участвовал в конкурсе областного уровня. В призеры не вошел, но выступил достойно. Было очень ценно общаться с молодыми учителями из других городов. Они привезли много интересных идей, и кое-что я взял для себя.

– Недавно в школе появился музей. Насколько он востребован учителями истории?

– Музей – это прекрасно! Его появление – заслуга директора школы Людмилы Николаевны Гафуровой, а участие в организации принимал весь коллектив. Я вместе со всеми помогал перевозить экспонаты с территории Фетровой фабрики. Рад, что все удалось, и теперь у нас есть настоящая русская изба. Как историк я, конечно, бывал в разных музеях и на выставках, и скажу, что экспонаты нашего музея достаточно любопытны. Есть похвальный лист 1906 года огромный, красивый. Есть ткацкий станок, прялки, много разной посуды и других подлинных предметов быта. Кое-что пришлось делать и самим. Например, наш учитель химии Алексей Юрьевич Смирнов сложил печку.

А используем мы музей очень широко. Недавно школьное методическое объединение историков проводило игру «Русская изба». Для ребят были приготовлены интересные испытания, справиться с которыми можно было благодаря знаниям, полученным на уроках истории, и занятиям, что ведет смотритель музея Валентина Ивановна Кравцова. Детям такие мероприятия очень нравятся. Живое дело – яркие эмоции!

Как только по программе начинается история России, музей используется как отличная иллюстрация к урокам, и внеурочная деятельность здесь ведется самая разнообразная.

– Вы являетесь преподавателем специальных дисциплин в социально-педагогическом классе. Как Вам и коллегам удается сделать так, что среди нынешних учителей школы такое большое число ее бывших выпускников?

– Немалую роль в этом играет микроклимат в педагогическом коллективе и традиции уважительного и сердечного отношения к ученикам. При этом мы тесно сотрудничаем с коломенским ГСГУ. У нас работает преподаватель вуза Сергей Александрович Перекальский. Есть учебные часы, на которых детям дают основы педагогических знаний.

Я также веду в социально-педагогическом классе основы педагогики, и могу сказать, что ребята действительно имеют возможность получить представление о тонкостях педагогической профессии и испытать свои способности.

Совсем недавно был семинар «Реализация модели профильного социально-педагогического класса». Мной и коллегами проводилось несколько открытых уроков, на каждом из которых присутствовало около пятнадцати гостей — членов комиссии. Детям нужно было и показать знания, и проявить творческие способности. Искали пути решения педагогических ситуаций, причем ребятам нужно было придумать несколько вариантов развития событий. Поначалу они чувствовали себя немного скованно из-за присутствия посторонних, а потом вошли во вкус. Была задана ситуация: «Ученик уснул на уроке. Ваши действия?». Гости тоже были заинтригованы. Все стали предлагать решения: может, не будить, а если разбудить, то как… И вдруг один из ребят подскочил к спящему и начал трясти спинку его стула с криком: «Король Артур, Проснитесь! На нас напали!» Это сразу разрядило обстановку, и атмосфера урока стала по-настоящему творческой.

– Считаете ли, что профессия учителя – это для Вас на всю жизнь?

– Просто не представляю себя кем-либо еще. Я успел позаниматься научной деятельностью, и уже почти готова моя диссертация, посвященная проблемам развития гражданского общества. Я изучаю общественные организации Московской губернии второй половины XIX-начала XX веков, от благотворительных и образовательных до обществ охотников. Думаю, сегодня многие удивятся, узнав о том, что крестьяне на свои собственные деньги, при субсидии земств и с помощью благотворителей могли открыть школу в деревне. Или могли поставить спектакль, соорудив сцену прямо в своем селе. Читаешь архивные документы и невольно начинаешь задумываться о том, что современный человек — активный обладатель гражданской культуры, не такой уж, на самом деле, и обладатель. Столетней давности опыт дает больше интересных примеров взаимодействия в общественной сфере. И я стал всерьез восторгаться предками.

Уверен, в подрастающем поколении надо с детства воспитывать чувство гражданской ответственности и неравнодушие к судьбе своей страны. Первый, на ком лежит эта задача – школьный учитель.

Беседовала Ирина Александрова
http://kujbyshevec.ru

Импост окна

Профайн

Добавить комментарий