Эксклюзивное инклюзивное. Как учатся дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья в Воскресенске?

Тема инклюзивного образования в последнее время все чаще поднимается в российском обществе. Оно подразумевает обучение детей с особенностями развития в обычных общеобразовательных школах. В нашем городе инклюзивное образование успешно реализуется уже более 20 лет. О работе и достижениях в этом направлении, нам рассказала директор средней общеобразовательной школы № 9 Людмила Гафурова.

«Наша школа общеобразовательная, но в ней есть специальные коррекционные классы, в которых обучаются особенные дети, дети с ограниченными возможностями здоровья. На данный момент это 240 учеников с особыми образовательными потребностями. У нас учатся дети с задержкой психического развития, аутизмом, с нарушениями зрения, слуха, речи, с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, с синдромом Дауна. …Каждый ребенок индивидуален. Мы обучаем детей не только нашего микрорайона, но и всего Воскресенского муниципального района. Инклюзивное образование в последние годы очень востребовано, у нас в коррекционных классах практически нет свободных мест», — делится Людмила Николаевна.

Количество образовательных учреждений, способных предоставить такой вид обучения, выросло более чем в 10 раз с 2011 года. Долгое время дети с особенностями развития учились изолированно от остального общества в специальных коррекционных школах и интернатах. Благодаря инклюзивному образованию, созданию отдельного класса в обычной школе, таким детям стало проще адаптироваться в обществе.  

«Все педагоги, которые преподают в коррекционных классах, прошли обучение по работе с детьми с ОВЗ, — продолжает Людмила Николаевна. – Психолого-педагогическое сопровождение детей указанных категорий, помимо учителей,  осуществляют педагоги-психологи, учителя-логопеды, тьюторы, педагоги-организаторы. Мы стараемся не ограничивать детей в  рамках одного класса и проводим совместные мероприятия, в которых принимают участие дети коррекционных  и общеобразовательных классов. А вот обучение проходит в основном отдельно, потому что для таких детей нужны особые условия».

Образовательная программа в коррекционных классах ничем не отличается от программ общеобразовательных классов. Разве что методика преподавания другая. С 2012 года МОУ «СОШ № 9» заключила договор с ГСГУ, с тех пор в старших классах реализуются программы социально-педагогического профиля. Выпускники поступают в университет, по окончании которого вновь возвращаются в школу, но уже в качестве педагогов, готовых работать с особенными детьми. Выбору профессии способствует и инклюзивное образование, ведь они одиннадцать лет находятся  в одном коллективе, учатся понимать друг друга.

В МОУ «СОШ № 9» дети развиваются разносторонне: занимаются  в изостудии и спортивных секциях, принимают участие в конкурсах, в театрализованных постановках.

«Дети находят себя, раскрывают свой потенциал, а педагоги им в этом помогают. В прошлом году наш танцевальный коллектив занял призовое место на региональном конкурсе художественной самодеятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья. Благодаря этой победе, мы получили право принимать этап этого конкурса на базе нашей школы. Отборочный тур пройдет 11 апреля, и в нем примут участие ученики как нашей школы, так и Хорловского интерната».

Благодаря администрации Воскресенского муниципального района и Управлению образования, все ученики коррекционных классов получают двухразовое бесплатное питание, для нуждающихся  организованы специальные рейсы школьного автобуса.

По словам Людмилы Николаевны, родители детей с ОВЗ дают знать о себе задолго до поступления в первый класс. Их волнует всё: как ребенок адаптируется в новых условиях, как будет проходить процесс обучения и многое другое. Ряд проблемных вопросов снимается при посещении детьми занятий в «Школе будущего первоклассника».

Педагогический коллектив МОУ «СОШ № 9»  охотно делится накопленным опытом с коллегами на мероприятиях муниципального, регионального, всероссийского и международного уровня. Так, 22 марта в школе пройдет региональный практико-ориентированный семинар  «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной образовательной программы».

 Сейчас об инклюзии говорят, и если еще 10 лет назад это могло вызвать недопонимание со стороны людей, то на данный момент общество стало относиться более толерантно к особенным детям. Возникает главный вопрос: необходимо ли развивать тенденцию включённого образования? Практика подсказывает: «Да!».

Мария Приходько

voskresensk-gis.ru




Добавить комментарий

Ваше мнение узнает весь Воскресенск!