Интервью с почетным гражданином Воскресенска, заслуженным работником культуры РФ, директором ДК «Юбилейный» Николаем Гончаровым

Интервью с почетным гражданином Воскресенска, заслуженным работником культуры РФ, директором ДК «Юбилейный» Николаем Гончаровым Новости Воскресенска

Сегодняшний наш гость – безусловно, человек неординарный. Он из того поколения наших соотечественников, детство которых совпало с тяжелейшими испытаниями войной как всего государства в целом, так и практически каждой семьи в частности.

Много лет работает на руководящей должности, защищает интересы своих избирателей в представительном органе.

Его знают многие жители Воскресенского района, а в городском микрорайоне Лопатинский, без сомнения, он знаком каждому.

Однако мало кому известно, каков же за кулисами публичной профессиональной и общественной жизни Почетный гражданин Воскресенска, Заслуженный работник культуры Российской Федерации, директор ДК «Юбилейный» Николай Гончаров, отметивший в самом начале наступившего 2017 года свой 75-й день рождения.

— Николай Иванович, Вы родились на Брянщине в самом пекле военных действий. Как удалось Вашей семье пережить это трагическое время?

— Я, конечно, сам этого не помню – совсем маленький был, но очень хорошо знаю все события по рассказам мамы. Мой отец, старший брат и дядя прошли всю войну и, слава Богу, вернулись живыми и невредимыми. И когда семья собиралась вместе, то большинство разговоров было именно о войне.

На Брянщине фашисты свирепствовали страшно. Многих родственников, которые не успели спрятаться в лесах, расстреляли. Не жалели ни стариков, ни детей. А моя мама с дочерью – моей сестрой — успела уйти к партизанам. Я, собственно, где-то там, в землянке и родился. Еще мама взяла с собой детей погибших родственников: так что, двое своих было и четверо приемных. Всех воспитывала вместе как своих родных детей.

Нам, конечно, повезло в том плане, что уцелел дом. Отец работал лесничим, и мы жили на кордоне в стороне от деревни. Карательный отряд прошел мимо того места. Так что было потом куда вернуться.

Отец пришел с фронта, когда мне было три года. Это я уже помню хорошо. Он старался сделать все, чтобы семья была в достатке. Занимался пчеловодством, много охотился и сдавал в заготовительную контору пушнину, взамен которой получал талоны на дефицитные продукты и промтовары. Охоту отец очень любил и даже привез с войны в качестве трофеев три охотничьих ружья разных калибров. Недалеко от нас жила семья, где отец, вернувшийся с фронта, привез велосипед, что тогда было большой редкостью. Мы, конечно, завидовали и говорили: «Пап, ну ты бы нам тоже велосипед бы привез». У детей были свои мечты…

 — Есть песня со словами «школьные годы чудесные». Какими были школьные годы для Вас?

— Тогда возможность ходить в школу была не у всех. Многие дети помогали вести хозяйство, иначе было не выжить. Никто не бездельничал. Такой момент вспоминается из детства: на рыбаков с удочками смотрели косо и называли дармоедами. Как это так можно сидеть часами у озера и ничего не делать? Нужна рыба, закинул бредень, быстро наловил, и иди дальше работай…

Кроме того, школа находилась неблизко, и туда отправлялись действительно только те, кто очень хотел учиться. В старшие классы мы ходили через лес почти 10 километров.

 — К каким наукам, что называется, лежала душа?

— Я старался учиться ответственно и вытягивал все предметы. Самыми интересными мне казались история, география. Тут, конечно, многое зависело от преподавателя, от того, как он заинтересует учеников. Многие учителя наши – бывшие фронтовики, повидавшие в жизни немало. Очень увлекательно рассказывали…

Конечно, мы были обычными мальчишками, которые иногда и прогуливали занятия. Нашли в лесу партизанскую землянку, расчистили ее, поставили печку и порой вместо уроков забирались туда. Был у нас такой учитель немецкого языка Иван Силыч. Тоже человек, прошедший войну. Увлекался охотой, много ходил по лесам с собакой. И однажды он нас — прогульщиков нашел в этой землянке. Вот была история (улыбается). Воспитывали нас строго, достаточно было одного разговора, чтобы больше такое не повторялось.

 — Что повлияло на дальнейший выбор профессии? Наверное, многие сейчас удивятся, узнав, что Заслуженный работник культуры Российской Федерации начинал электромехаником.

— Недалеко от того места, где мы жили, находился город Клинцы. Там стояли большие текстильные комбинаты, военный радиозавод. Я пошел в техникум, который как раз готовил специалистов для радиозавода. А в Клинцах были и народный театр, и музыкальная школа, и школа киномехаников. Меня все это очень увлекло, и мы с другом, который был прекрасным конферансье, поехали поступать в училище при Брянском областном театре. Я-то прошел конкурс, а друг нет. Из солидарности я в культуру один не подался. Вернулись оба обратно в свой техникум.

Пришло время службы в армии, и меня, как готового технического специалиста отправили на Байконур. Мы обслуживали систему электроснабжения космодрома. Как раз в это время полетела в космос первая женщина Валентина Терешкова.

 — То есть, три года Вы пробыли в казахстанской степи?

— Наверное, пробыл бы, но за хорошую службу (тогда командование имело такое право) мне разрешили после двух с небольшим лет в армии поступать в вуз. Я поехал в Московский институт культуры. Прямо в военной форме экзамены сдавал, читал поэму Роберта Рождественского «Письмо в тридцатый век»:

«Мы

   немало столетий ждали

и вместили в себя

потому

силу

     всех прошедших восстаний!

Думы

     всех Парижских коммун!..»

… В армии у нас был хороший клуб, и я там занимался любимым делом: играл на музыкальных инструментах, рисовал, устраивал различные мероприятия. Сфера культуры и искусства меня не отпускала никогда, а потом и стала делом всей жизни.

 — Что ставили на выпускном экзамене в институте?

— В курсовой работе я замахнулся на «Братьев Карамазовых» Достоевского. На меня так странновато посмотрели, но потом разрешили ради эксперимента. Главную роль играл Виктор Ивлев, в будущем известный педагог, автор многих научных работ, профессор кафедры режиссуры и мастерства актера Пермского института культуры. И спектакль получился, его оценили.

А на защите диплома я в своем родном городе на Брянщине, в театре, где, собственно, начинался мой путь, ставил «Сердце на ладони» – пьесу о партизанах. Потом ее довольно долго там играли.

 — Вроде бы пока никакой связи с Воскресенском не прослеживается. Как случилось, что попали именно в этот город?

— Выпускники института уезжали работать по распределению. Меня мой руководитель курса направлял в Ярославль. Но тут в институт приехал Владимир Вильгельмович Андрес, недавно назначенный директором Подмосковного горно-химического завода. «Мне, — говорит, — нужен хороший специалист в новый Дворец культуры». Уговаривал он меня долго. Попросил приехать и посмотреть. Я согласился. Андрес тогда встречу шикарную организовал (улыбается).

Надо сказать, что здесь стояли деревянные бараки, за которыми начиналось болото. И вот в этом месте было задумано построить новый ДК «Юбилейный». Вы понимаете, строительство современного поселка Лопатинский (сегодня — городской микрорайон Лопатинский, — прим. автора) началось именно с Дворца культуры. Многие тогда не воспринимали этого, говорили, что надо строить жилье. Но Владимир Вильгельмович думал перспективно.

Когда я приехал, Дворец культуры уже достраивался. А пока люди ходили в клуб и на танцплощадку, рядом с которой находилась воинская часть стройбата. Однажды случилась стычка между солдатами и местной молодежью. Я вмешался, вступился за местных. Ну, солдат слишком много на меня навалилось. Досталось тогда крепко. Вот такое я получил в Воскресенске «крещение».

— В чем было отличие работы сорок лет назад от сегодняшнего дня?

— Тогда не существовало проблемы с финансами. Главным вопросом было: где достать то, что необходимо? В министерстве культуры выделялись определенные фонды, и моим делом было «выбить» из этих фондов мебель, аппаратуру, инструменты и все остальное, что нужно. Но за красивые глаза ничего не давали – надо было еще и работой доказать. Помню, удалось получить концертный рояль «Эстония». Лично в грузовой машине ездил за ним в Таллин.

И, надо сказать, что всем, чем мог, нам помогал Владимир Вильгельмович Андрес. Он, кстати сказать, был отличный певец, баритон, мог профессионально спеть арию из оперы, так что толк в искусстве понимал.

 — Почти за полвека в «Юбилейном» побывало немало известных артистов. Встречи с кем Вам запомнились?

— В советское время известные артисты выступали не только на сцене ДК, но и прямо на производстве в цехах. Тогда было несложно через «Кинолекторий» или общество «Знание» договориться о таких концертах. Приезжали к нам Алла Пугачева, Георгий Вицин, Евгений Моргунов, Владимир Зельдин, Нонна Мордюкова… С Нонной Викторовной случилась забавная история. В моем кабинете собрали обеденный стол: картошечка, сало… А тогда в поселке была проблема с качеством воды – много железа. И вот, глядя на мутноватый графин, Нонна Викторовна спрашивает: «А чего у вас вода такая?». Шутливо выкручиваюсь: «Это у нас, — говорю, — полезная для здоровья вода, железо в организм добавляет. На вид – не очень, но все ее пьют». Она наливает полный стакан и залпом его выпивает. Я тут на секунду остолбенел, ну а потом подумал: «Да ничего не случится. Наш же человек, русский»…

 — Есть ли какие-то увлечения, которым Вы уделяете свободное время?

— Я очень люблю водить машину. За рулем уже 46 лет. В Московской области нет такого уголка, где бы я ни проехал. Сначала, конечно, был лихим мотоциклистом. Самый любимый мотоцикл – это «Ява-350». В те времена – верх желания молодого человека, иномарка (смеется).

Раньше еще фотографировал. Кстати, не так давно здесь, во Дворце, нашлась стопка моих старых снимков. С удовольствием их пересмотрел.

Когда в пленке всего 36 кадров, то долго думаешь над каждым срабатыванием затвора фотоаппарата, не снимаешь, как сейчас многие делают, все подряд. Поэтому, наверное, старые черно-белые фотографии больше наполнены смыслом.

 — О чем Вы думаете, когда смотрите на молодое поколение, которое приходит к Вам во Дворец культуры?

— Наступило удивительное время. Еще совсем недавно мы удивлялись беспроводным телефонам, а сегодня каждый носит в кармане мобильный, пользуется компьютером. У нынешних молодых людей благодаря сети Интернет есть фантастические возможности быть информированными в самых разных областях. С ними не надо начинать с азов, они уже многое знают и могут профессионально разговаривать на разные темы. Поэтому общаться с сегодняшними посетителями ДК «Юбилейный» одно удовольствие.

Мне нравится, что наш Дворец востребован этой продвинутой молодежью. Самое главное, чтобы государство не перестало поддерживать любительскую массовую культуру на местах. Ну а мы еще поработаем, тем более что творческих задумок у нас очень много.

 

Беседовал Альберт Понасенков

http://kujbyshevec.ru/


Импост окна

Профайн

Добавить комментарий