Несколько лет назад руководителя Воскресенского спортивного клуба «Русич» Алексея Напалкова судьба забросила в экспедицию, которая проводилась тольяттинским клубом «Wreck.RU».
Здесь он познакомился с увлеченными людьми, которые посвятили себя поиску погибших во время войны кораблей, для того, чтобы подвиг каждого, даже самого маленького суденышка и его экипажа не был забыт.
Кроме того, члены экспедиции участвуют в подводных археологических раскопках под руководством известных специалистов, а в свободное время занимаются военно-исторической реконструкцией.
С тех пор для Алексея эти поездки стали регулярными. За три года на его счету более двухсот погружений. А про недавнюю экспедицию он расскажет сам.
— Алексей, что стало объектом экспедиции в этот раз?
— Несколько лет назад у нас возникла идея отыскать погибший при испытании первых советских крылатых ракет крейсер «Красный Кавказ». Это легендарный корабль, прошедший с боями всю Великую Отечественную войну, участвовавший в обороне Севастополя и Керченско-Феодосийской десантной операции.
— Крейсер дореволюционной постройки, кажется?
— Гвардейский крейсер “Красный Кавказ” строился как “Адмирал Лазарев”. Он был заложен 18 октября 1913 года на верфях в Николаеве и, простояв недостроенным 14 лет, был спущен на воду уже при советской власти. В годы Великой Отечественной войны крейсер совершил 64 боевых похода, получив при этом многочисленные повреждения. После Победы стало ясно, что “Красный Кавказ” полноценному восстановлению не подлежит. Поэтому его отправили дослуживать, сначала в качестве учебного судна, а потом — мишенью на военно-морской полигон.
Служба эта, как следует из мемуаров очевидцев, состояла в следующем: «На корабле закладывались и фиксировались рули поворота так, чтобы он курсировал по кругу. Развивалась крейсерская скорость хода. Вся команда снималась с «Красного Кавказа» и на торпедных катерах отходила на безопасное расстояние… Как правило, снаряд без боевого заряда попадал в среднюю часть корабля и «прошивал» крейсер насквозь. Однако «Красный Кавказ» оставался на плаву и продолжал движение по кругу. После каждого такого пуска экипаж крейсера быстро возвращался на корабль и проводил срочные и первоочередные аварийные работы. «Красный Кавказ» в течение очень короткого времени ремонтировался и снова выходил на испытания в море».
— И все же какое-то попадание стало последним?
— Испытания крылатой ракетой комплекса «Комета» с боевой головной частью корпус корабля не выдержал. Да, собственно, этого результата и ожидала приемная комиссия – ведь ракета предназначалась для борьбы с современными на то время крейсерами и авианосцами противника. Ракеты пошли на конвейер, а крейсер «Красный Кавказ» так и остался лежать на дне морского полигона у берегов Крыма. Естественно, вся документация по испытаниям была строго засекречена, а когда прошел срок хранения, Советский Союз уже распался, и полигон очутился на тогда еще украинской территории. Командование решило долго не думать, и «секретка» была благополучно уничтожена. Определить место гибели крейсера стало довольно сложно.
— То есть, поисковую работу пришлось начинать практически с нуля?
— В этом году командование Черноморским Флотом выделило гидрографическое судно для обследования дна возле берегов Крыма. В экспедиции принял участие председатель клуба «Wreck.RU» Александр Елкин. В одной из точек, определенных по рассказам участников испытаний и офицеров полигона, и был обнаружен корпус затонувшего корабля по размерам сходный с разыскиваемым крейсером. Осталась самая малость – добыть плавсредство, оформить документы у пограничников и погрузиться к легендарному кораблю…
— Но получается, что «Красный Кавказ» — не самый лучший объект для исследователя: большинство оборудования снято, остался пустой корпус да двигатели.
— Дело не в артефактах. «Красный Кавказ» был первым головным кораблем советской черноморской бригады крейсеров, флаг крейсера был пронесен по Красной Площади на параде Победы 24 июня 1945 года впереди сводного батальона моряков–черноморцев, наконец, он – участник испытания первой противокорабельной крылатой ракеты… Такой заслуженный корабль интересен сам по себе.
— Откуда стартовала экспедиция?
— В Крым, в Феодосию съехались ребята из разных краев нашей страны. Почему в Феодосию? Нас многое связывает с этим прекрасным городом. Прежде всего, там расположен Восточный филиал Крымского Центра подводных исследований, директор которого Виктор Вахонеев давно и активно сотрудничает с нами, а заодно и осуществляет научный контроль над работой подводников. Мы, в свою очередь, всегда рады оказать ему посильную помощь в раскопках и других подводных исследованиях. Имущество всегда можно разместить на городской спасательной станции, ведь не каждый хозяин пансионата выдержит необходимую почти круглосуточную работу компрессора по заправке баллонов аквалангов. Давно мы дружим и с местными водолазами-спасателями.
В Феодосии недалеко от берега лежит транспорт «Жан Жорес» – тоже участник Керченско-Феодосийской операции. По просьбе Центра подводных исследований мы провели мониторинг состояния судна, которое причислено к подводному историческому наследию Крыма. Теплоход очень интересен для дайверов, но погружения на него строго ограничены. Летом, 22 июня, в день начала Великой Отечественной войны, мы прикрепили к рубке транспорта памятную табличку, тем самым отдав дань памяти погибшим на судне матросам и десантникам, большая часть которых до сих пор неизвестна поименно.
— А «Красный Кавказ»?
— Главной цели экспедиция в этом году не достигла – и катер был найден, и вопросы выхода решены с пограничниками, но руководство военного полигона так и не дало разрешения на проход в его водах. Нельзя сказать, что это было сделано намеренно, так как по документам пограничников проход в этом году открывался всего на один день. Скорее всего, это связано с почти непрекращающимися учениями наших войск, чему, по большому счету, нужно только радоваться.
— Обидно?
— Обидно, конечно, но для опытных дайверов всегда найдется работа. Так, в этот раз мы отыскали немецкую десантную баржу, вернее то, что от нее осталось после попадания торпеды с советского самолета «Ил-2». Причем хвостовую часть этой торпеды мы тоже нашли.
В поисках точного места нам помогли рыбаки. Они показали место, где сети постоянно цеплялись за остатки затонувшего судна. Глубина была небольшая – метров двенадцать. На эту десантную баржу спускались все участники экспедиции. Подняли рынду, которую сдали в местный музей подводной археологии.
— С останками немецких десантников не жутко было встретиться на глубине?
— Баржа была взорвана пустой, и это подтверждают архивные документы. А вот на советском бронекатере, который лежит на дне в районе Тамани, где сейчас мост строят, мы обнаружили в радиорубке останки связиста. По номеру катера определили состав экипажа и фамилию бойца, нашли родственника, который живет на Украине.
По традиции, найденные в затонувшем корабле останки не поднимают – это могила моряков.
— На дне Черного моря ведь не только «эхо войны»…
— Несколько дней экспедиция работала на месте раскопок древнего города Акра недалеко от Керчи и затонувшего неподалеку турецкого судна. Совершив переезд на западную оконечность Крыма – мыс Тарханкут, по заданию Центра подводных исследований мы пытались отыскать сбитый во время войны самолет. И только вконец испортившаяся погода помешала нам проверить точки, полученные с помощью гидролокатора.
— Зато осталась перспектива на будущий сезон.
— Это так. Надеюсь, мы найдем общий язык с командованием Черноморского Флота, и наша мечта — посетить место гибели «Красного Кавказа» осуществится. Да и помимо этого под водой есть множество объектов, которые ждут своих исследователей, а пока будем готовить снаряжение и копаться в архивах.
Хочется поблагодарить всех участников экспедиции – людей очень разных, увлеченных историей нашей великой Родины.
Надеюсь, что и в нашем спортивном клубе организуется секция, участники которой посвятят себя поисковой работе, а когда-нибудь, может даже на следующий год, в экспедиции примет участие уже целая группа ребят из Воскресенска.
Игорь Бжежинский
Источник:http://www.kujbyshevec.ru
[poll id=»28″]