Истории о жителях Воскресенского района. Жизнеописания Фаустовских новомучеников

Истории о жителях Воскресенского района. Жизнеописания Фаустовских новомучеников Новости Воскресенска

История посвящена трем из многих тысяч новомученников и исповедников Российских, пострадавших за веру в ХХ веке — священномученнику Александру Звереву, священномученнику Сергию Кедрову и священнику Иоанну Березкину. Эти люди принадлежали к старинным священническим родам, являлись людьми глубокой и искренней веры. Жизнь мучеников, их подвиг  бесстрашного исповедания Православной веры перед лицом смерти служит для нас уроком и станет примером для наших потомков.

ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ

1830 год

о. Григорий Афанасьевич Зверев, повенчавшись с дочерью о. Сергия Филиппова (Коржавина) — Елизаветой Сергеевной стал священником в Фаустове по 1870 гг.

о. Григорий Афанасьевич Зверев, повенчавшись с дочерью о. Сергия Филиппова (Коржавина) — Елизаветой Сергеевной, стал священником в Фаустове с 1830 по 1870 гг.

1870 год

о. Александр Григорьевич Зверев (сын настоятеля) стал священником в Фаустове по 1908 г.

Истории о жителях Воскресенского района. Жизнеописания Фаустовских новомучеников Новости Воскресенска
Его сын о. Александр Григорьевич Зверев стал священником в Фаустове с 1870 по 1908 гг. У него и его жены Анастасии Ивановны был сын Александр (на фото) и 4 дочери.

Истории о жителях Воскресенского района. Жизнеописания Фаустовских новомучеников Новости Воскресенска

1880 год

18 августа родился Сергей Павлович Кедров.

1881 год

21(8) августа в день перенесения мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких родился сщмч. Александр Зверев и в тот же день был окрещен в Троицкой церкви села Фаустово.

1882 год

13 мая родился Иван Михайлович Берёзкин.

1893 год

В августе Иван Березкин закончил одноклассную церковно-приходскую школу при Троицкой церкви в с. Фаустово Бронницкого уезда Московской губернии.

1895 год

Сергей Кедров закончил Донское ДУ и поступил в Московскую Духовную Семинарию.

1897 год

Александр Зверев окончил Духовное Училище при Донском монастыре в Москве и поступил в Московскую Духовную Семинарию.

Иван Михайлович Берёзкин закончил Донское ДУ и поступил в Московскую Духовную Семинарию.

Истории о жителях Воскресенского района. Жизнеописания Фаустовских новомучеников Новости Воскресенска
Александр Зверев учащийся Московской Духовной Академии

1898 год

24 октября священник Федор Алексеевич Соловьев (Алексей Зосимовский) ушел в Зосимову пустынь.

1901 год

Сергей Кедров закончил Московскую Духовную Семинарию. После её окончания работал учителем в Старниковской церковно-приходской школе.

1903 год

Александр Зверев закончил Московскую Духовную Семинарию по первому разряду с аттестацией «Доброй нравственной настроенности, характера уживчивого, к поступлению в Академию вполне благонадежен».

Иван Михайлович Берёзкин закончил МДС и был зачислен в Московскую Духовную Академию.

Истории о жителях Воскресенского района. Жизнеописания Фаустовских новомучеников Новости Воскресенска
Иоанн Берёзкин в Московской духовной академии.

1904 год

В августе Александр Зверев сдал вступительные экзамены в Московскую Духовную Академию, но зачислен был на год позже из-за недостатка мест. Одновременно, с октября 1904 по январь 1906 года А. А. Зверев исполнял обязанности надзирателя в МДС.

1905 год

17 апреля вышел манифест «О свободе в России всех вероисповедований».

18 ноября вышло постановление Святейшего Синода «Об устроении и возрождении приходской жизни».

1907 год

Истории о жителях Воскресенского района. Жизнеописания Фаустовских новомучеников Новости Воскресенска
Любовь Александровна Зверева вышла замуж за Ивана Михайловича Березкина, сына умершего фаустовского дьякона, взятого на воспитание вместе с сестрой о. Александром Григорьевичем Зверевым.

Истории о жителях Воскресенского района. Жизнеописания Фаустовских новомучеников Новости Воскресенска

12 июня Иван Михайлович Берёзкин закончил МДА, получив степень «кандидат богословия». Женился на Любови Александровне Зверевой.

29 декабря Иван Михайлович Берёзкин был рукоположен епископом Белгородским Иоанникием и стал священником Белгородской Свято-Евгениевской церкви при мужской гимназии. Одновременно преподавал Закон Божий в Белгородской ЕКВ Герцога Эдинбургского мужской гимназии и в старших классах женской гимназии.

1908 год

5 октября в Троицком храме села Фаустово Сергей Кедров обвенчался с Людмилой Александровной, дочерью настоятеля этого храма Александра Григорьевича Зверева.

17 октября Сергей Кедров рукоположен в диакона.

19 октября Сергей Кедров был рукоположен епископом Дмитровским Трифоном (Туркестановым) во иерея. Принял приход Фаустово и церковно-приходскую школу. В школе о. Сергий устроил особый певческий класс, впоследствии они составили прекрасный хор и настолько стали верны своему храму, что несмотря на последовавшие при советской власти гонения, преследования и угрозы, не оставили клироса.

1909 год

23 сентября о. Иоанн Березкин стал служить в городе Серпухове, Николаевской при Серпуховской мужской гимназии церкови. Одновременно был учителем Александровской мужской гимназии.

7 октября Александр Зверев окончил Духовную Академию, со степенью кандидата богословия. По окончании Академии поступил на должность помощника инспектора Вифанской семинарии и преподавателя.

1910 год

Истории о жителях Воскресенского района. Жизнеописания Фаустовских новомучеников Новости Воскресенска
Александр Зверев со своей женой Марией Алексеевной (урожденной Лебедевой)

Истории о жителях Воскресенского района. Жизнеописания Фаустовских новомучеников Новости Воскресенска

4 июля старец Алексий Зосимовский благословил Александра Александровича Зверева и Марию Алексеевну Лебедеву накануне венчания.

5 июля Александр Зверев повенчался в Московской Никольской в Звонарях церкви с Марией Алексеевной, дочерью настоятеля этой церкви.

1911 год

11 марта о. Иоанн Березкин организовал Серпуховское Общество трезвости, которое издавало специальные листки, разъясняющие пагубность недуга пьянства.

2 июня о. Иоанн Березкин стал служить в Серпуховском Троицком соборе, преподавал Закон Божий сразу в нескольких гимназиях, мужских и женских. Одновременно о.Иоанн заведовал Серпуховской общегородской церковно-приходской школой, был избран уездным членом Епархиального училищного совета.

Истории о жителях Воскресенского района. Жизнеописания Фаустовских новомучеников Новости Воскресенска
иерей Александр Зверев

В июле Александр и Мария Зверевы совершил паломничество в Киев, в Михайловский монастырь. 3 июля заезжали в Одессу.

1912 год

Истории о жителях Воскресенского района. Жизнеописания Фаустовских новомучеников Новости Воскресенска
о. Иоанн Берёзкин с женою Любовью Александровной и дочками Евгенией и Галиной. 1912 год в Серпухове.

1 мая о. Иоанн Березкин награжден набедренником.

7 июня родился Серафим Александрович Зверев.

в сентябре Александр Зверев вступил в должность преподавателя словесности и истории русской литературы в Вифанской семинарии с одновременным исполнением обязанностей классного воспитателя.

Истории о жителях Воскресенского района. Жизнеописания Фаустовских новомучеников Новости Воскресенска
о. Александр Зверев со своей женой Марией Алексеевной и сыном Серафимом. Вифания.
Истории о жителях Воскресенского района. Жизнеописания Фаустовских новомучеников Новости Воскресенска
о. Александр Зверев со своей женой Марией Алексеевной и сыном Серафимом и няней. Вифания.

1913 год

16 февраля Александр Александрович Зверев был рукоположен во священники епископом Дмитровским Иоасафом (Калистовым), Управляющим Московской епархией, и сразу награжден набедренником.

21 февраля о. Иоанн Березкин награжден светло-бронзовой медалью «В Память 300-летия Царствования Дома Романовых».

1914 год

21 января о. Иоанн Березкин законоучителем в мужской гимназии города Егорьевска. Служил в домовой церкви при гимназии. О.Иоанн также преподавал в мужской и женской прогимназиях.

19 июня (1 августа) началась Первая мировая война.

21 июля о. Иоанн Березкин был награжден скуфьей.

С 9 октября о. Иоанн Березкин стал полковым священником 139 Моршанского запасного пехотного полка.

1916 год

28 мая о. Иоанн Березкин указом Святейшего Синода был назначен на штатную должность священника 80-го запасного пехотного полка.

6 июня о. Александр Зверев участвовал в проводах в затвор своего духовного отца старца Алексия Зосимовского. На проводах, которые не были объявлены заранее, присутствовало всего лишь четыре священнослужителя. Позже, после кончины Святейшего Патриарха Тихона, старец Алексий Зосимовский просил передать всем, знающим его в Москве, что он «ни минуты не сомневался и не колебался и стоит на стороне тех, кто признает власть и слушается митрополита Сергия».

8 июня о. Иоанн Березкин «за заслуги по военному ведомству» был награжден камилавкой.

С 8 ноября о. Иоанн Березкин благочинный церквей и духовенства 10-й пехотной запасной бригады.

1917 год

Истории о жителях Воскресенского района. Жизнеописания Фаустовских новомучеников Новости Воскресенска
о. Иоанн Берёзкин. Май 1917.

8 января священник Крестовоздвиженской церкви с. Марьинки Леонид Владимирович Муравьев утвержден благочинным 2-го округа Бронницкого уезда.

2 марта Николай II отрёкся от престола.

В мае скончался Сергий Александрович Зверев в двухмесячном возрасте.

20 июня вышло постановление Временного правительства о передаче православных церковно-приходских школ и семинарий министерству народного просвещения.

14 июля вышел закон о свободе совести.

15 августа, открылся Всероссийский Поместный собор.

25 октября захват власти большевиками.

28 октября убийство сщмч. Иоанна Кочурова. Начало большевистского террора против православия.

5 ноября старец Алексий Зосимовский вынул патриарший жребий. Патриархом был избран Тихон (Белавин).

1918 год

20(2) февраля вышли декреты «Об отделении Церкви от государства и школы от церкви» и «О свободе совести, церковных и религиозных обществах».

25 (7) февраля убийство сщмч. Владимира, митр. Киевского.

16 июля убийство Николая II и царской семьи.

Летом о. Александр Зверев был назначен членом-секретарем строительной комиссии по ремонту зданий Вифанской семинарии. Его тщанием ремонт и переустройство семинарии были успешно завершены.

Летом на заседании соединенного присутствия Священного Синода и Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви во главе со Святейшим Патриархом Тихоном о. Александр Зверев был назначен помощником начальника Пастырско-Богословских курсов. После расстрела протоиерея Иоанна Восторгова 23 августа (5 сентября) отец Александр заступил в его должность в качестве исполняющего обязанности начальника курсов.

1919 год

Истории о жителях Воскресенского района. Жизнеописания Фаустовских новомучеников Новости Воскресенска
прихожане Троицкого храма в Шереметьевской больнице
Истории о жителях Воскресенского района. Жизнеописания Фаустовских новомучеников Новости Воскресенска
прихожане Троицкого храма в Шереметьевской больнице. Первый ряд: дети о.Иоанна Николай, Маргарита, Второй ряд: диакониса храма Мария Григорьевна,, о.Иоанн Березкин, стоит справа дочь о.Иоанна: Евгения
Истории о жителях Воскресенского района. Жизнеописания Фаустовских новомучеников Новости Воскресенска
Шереметьевская больница (институт Склифосовского)
Истории о жителях Воскресенского района. Жизнеописания Фаустовских новомучеников Новости Воскресенска
Шереметьевская больница (институт Склифосовского)
Истории о жителях Воскресенского района. Жизнеописания Фаустовских новомучеников Новости Воскресенска
Шереметьевская больница (институт Склифосовского)

О. Иоанн Березкин стал священником Троицкого больничного храма при Шереметевской больнице, был избран председателем приходского совета.

Истории о жителях Воскресенского района. Жизнеописания Фаустовских новомучеников Новости Воскресенска
о. Александр Зверев у себя дома, в Звонарском переулке.
Истории о жителях Воскресенского района. Жизнеописания Фаустовских новомучеников Новости Воскресенска
о. Александр Зверев у себя дома, в Звонарском переулке.
Истории о жителях Воскресенского района. Жизнеописания Фаустовских новомучеников Новости Воскресенска
о. Александр Зверев со своей женой Марией Алексеевной, сыном Серафимом и дочерью Ариадной у себя дома в Звонарском переулке.

25 (12) февраля о. Александр Зверев назначен настоятелем Московской Свято-Николаевской, что в Звонарях, церкви указом Высокопреосвященнейшего Иоасафа (Калистова), архиепископа Московского и Коломенского.

28 июня принят декрет о введении трудовых книжек в городах Петрограде и Москве. Суть его в том, что все граждане с 16 лет, даже красноармейцы, обязаны их иметь как удостоверение личности и для получения продовольственных карточек.

1920 год

4/17 октября патриарх Тихон служил литургию в храме Троицы при Странноприимном доме Шереметьевых.

1921 год

21 сентября/4 октября патриарх Тихон служил литургию в храме Николая Чудотворца, что в Звонарях.

1922 год

26 февраля издан декрет об изъятии церковных имущества. Прошла первая волна массовых арестов духовенства, связанных с компанией по «изъятию церковных ценностей».

6 апреля о. Сергей Кедров был арестован по второму этапу Московского процесса об изъятии церковных ценностей.

8 мая был созван Церковно-приходской Совет Звонарского храма для обсуждения вопроса открытия столовых для голодающих и… о добровольной сдаче церковных ценностей.

В июле о. Александр Зверев был арестован, при аресте в его доме был произведен обыск.

С 27 ноября по 13 декабря шёл открытый судебный процесс. По делу об изъятии церковных ценностей о. Александр Зверев был приговорен по статье 119 к трем годам лишения свободы и поражениям в правах на год. О. Сергий Кедров был приговорен к пяти годам лишения свободы. По амнистии приговоры были заменены на один год тюрьмы, считая срок предварительного заключения.

с 14 (1 декабря) по 14 (1 июля) 1923 г. о. Александр Зверев находился в тюрьме.

1923 год

в феврале родилась Ариадна Александровна Зверева.

12 июня за девять дней до своей кончины новорожденную Ариадну Звереву благословил иконой святой праведный Алексий Мечев.

14 июля о. Александр Зверев вышел из тюрьмы.

1924 год

Истории о жителях Воскресенского района. Жизнеописания Фаустовских новомучеников Новости Воскресенска
о. Александр Зверев со своей женой Марией Алексеевной, сыном Серафимом и дочерью Ариадной. Май 1924 года.
Истории о жителях Воскресенского района. Жизнеописания Фаустовских новомучеников Новости Воскресенска
о. Александр Зверев.

22 апреля о. Иоанн Березкин награжден наперсным крестом.

1925 год

Истории о жителях Воскресенского района. Жизнеописания Фаустовских новомучеников Новости Воскресенска
о. Иоанн Берёзкин в 1925 году награждён крестом с украшениями.

7 апреля умер патриарх Тихон.

В ноябре, после закрытия больничного храма, приходская община вместе с о.Иоанном Березкиным была причислена к Вознесенской церкви в Варсонофьевском переулке. Он сначала был назначен митрополитом Петром сверх штата, а в 1926г. приходской совет Сретенского сорока и прихожане избрали батюшку настоятелем этой церкви. О. Иоанн был награжден крестом с украшениями.

14 декабря митр. Сергий (Страгородский) приступил к исполнению обязанностей Заместителя патриаршего Местоблюстителя.

1926 год

Истории о жителях Воскресенского района. Жизнеописания Фаустовских новомучеников Новости Воскресенска
Фаустово.1926 год. Верхний ряд: Любовь Кедрова, Серафим Зверев, о. Иоанн Берёзкин, Любовь Александровна Берёзкина, Евгения Берёзкина, Валентина Кедрова. Средний ряд: Мария Алексеевна Зверева с дочерью Ариадной, сщмч. Александр Зверев, сщмч. Сергий Кедров, Людмила Александровна Кедрова. Нижний ряд: Александр Кедров, Маргарита Берёзкина, Николай Берёзкин

6 июля о. Иоанн Березкин был рукоположен во протоиерея в церкви в честь Владимирской иконы Божией Матери у Никольских ворот митрополитом Михаилом (Ермаковым), Экзархом Украины.

в декабре был арестован митр. Сергий (Страгородский)

1927 год

30 марта освобождён митр. Сергий (Страгородский).

29 июля вышла «Декларация» митр. Сергия.

1928 год

Истории о жителях Воскресенского района. Жизнеописания Фаустовских новомучеников Новости Воскресенска
1928 год на даче в Акулове. Верхний ряд: Мария Алексеевна Зверева и о.Александр Зверев, справа от них Серафим Зверев, Николай Алексеевич Лебедев, Елизавета Сергеевна Лебедева. Нижний ряд: в центре Ариадна Зверева, слева Анастасия Алексеевна Лебедева (Соколова)

Истории о жителях Воскресенского района. Жизнеописания Фаустовских новомучеников Новости Воскресенска

21-22 сентября Александр Зверев участвовал в отпевании и погребении своего духовного отца старца Алексия Зосимовского.

1929 год

Истории о жителях Воскресенского района. Жизнеописания Фаустовских новомучеников Новости Воскресенска
1929 год, возле дома в Звонарях: Ариадна, Алексей Николаевич Лебедев, Серафим, Варя Федченко (на обороте надпись: Симе 16 лет 11 м).

о. Александр Зверев был награжден митрой. В конце 20х годов (не позже 10 апреля 1929г.) о. Александр Зверев стал благочинным Сретенского сорока.

О. Сергий Кедров к Пасхе был возведен в сан протоиерея и назначен благочинным 6-го округа Бронницкого уезда.

О. Иоанн Берёзкин к Пасхе был награждён палицею.

13 мая о. Иоанн Берёзкин был вызван в Народный суд Бауманского р-на в качестве ответчика о невыплате налога. Служил в церкви священномученика Панкратия.

26 августа о. Иоанн Берёзкин стал служить вторым священником в церкви Николая Чудотворца в Звонарях.

1931 год

О. Иоанн Берёзкин к Пасхе 1931 был награждён митрой, 11 апреля возложена в храме на Лазаревском кладбище.

о. Александр Зверев как бывший ректор Вифанской семинарии, принимал экзамены за курс духовной школы у монаха Пимена (Извёкова), после этого, 16 июля его рукоположили в иеродиаконы.

1932 год

19 апреля о. Сергий Кедров был награжден крестом с украшениями.

1933 год

Истории о жителях Воскресенского района. Жизнеописания Фаустовских новомучеников Новости Воскресенска
о. Александр Зверев. 1933 год. Бутырка.
Истории о жителях Воскресенского района. Жизнеописания Фаустовских новомучеников Новости Воскресенска
о. Александр Зверев. 1933 год. Бутырка.

В ночь с 13 на 14 февраля (под Трифона мученика) арестовали о. Александра Зверева. По статье 58-10 УК РСФСР он был осужден на 3 года ссылки в Северный край, в город Каргополь. На Великий Четверг его выпустили и позволили служить до Великой Субботы, но на Пасху остаться в Москве не разрешили. Утром в Великую Субботу он причастился в алтаре и в тот же день уехал в Каргополь.

С июля по октябрь о. Александр Зверев работал в качестве рабочего по распилке дров, на набивке силосной ямы, молотьбе ячменя и гороха.

1934 год

в конце весны закрыт Николо-Звонарский храм.

О. Иоанн Берёзкин был сослан в г. Рузу, служил священником Дмитриевской церкви г. Руза Московской области. Жил в каморке на колокольне.

1935 год

Летом о. Александр Зверев работал на выкатке дров.

С 30 сентября по 23 ноября о. Александр Зверев работал в Каргопольской больнице на распилке дров.

1936 год

Истории о жителях Воскресенского района. Жизнеописания Фаустовских новомучеников Новости Воскресенска
1936 год. о. Александр Зверев со своей женой Марией Алексеевной во время службы в Возмище.

о. Александра Зверева отпустили из ссылки, но вернуться в Москву не дали. Он поселился за стокилометровой зоне в селе Возмище под Волоколамском, и стал служить в местном храме Рождества Богородицы.

1937 год

Истории о жителях Воскресенского района. Жизнеописания Фаустовских новомучеников Новости Воскресенска
1937 год. о. Александр Зверев перед расстрелом.
Истории о жителях Воскресенского района. Жизнеописания Фаустовских новомучеников Новости Воскресенска
о. Иоанн Берёзкин в Рузе 20 февраля 1937 года.

20 января наркомом Ежовым подписан секретный приказ, которым предписывалось не указывать мест захоронения жертв массовых расстрелов.

22 сентября о. Александра Зверева арестовали в последний раз.

25 октября о. Сергий Кедров был арестован в ночь под празднование чтимой в этих местах иконы Иерусалимской Божией Матери.

14 ноября о. Александру Звереву был вынесен приговор, семье сказали – сослан без права переписки.

15 ноября о. Сергию Кедрову тройка при УНКВД СССР по Московской области вынесла приговор. За «контрреволюционную агитацию» по ст.58-10 УК РСФСР расстрел.

По Промыслу Божию, 16 ноября 1937 года отец Александр Зверев был казнен на Бутовском полигоне под Москвой вместе с другом его юности, мужем его сестры, отцом Сергием Кедровым. Отец Сергий незадолго до того был арестован в Фаустове и проходил по совсем другому делу. Перед осуществлением приговора, отец Александр и отец Сергий, конечно, нашли друг друга, имели возможность ободриться и прочитать друг другу разрешительные молитвы.

16 ноября протоиереи Александр Зверев и Сергий Кедров были расстреляны на Бутовском полигоне.

28 ноября Тройкой УНКВД по Московской области священник Иоанн Березкин был осужден по статье 58, пункт 10 за антисоветскую агитацию против ВКП(б) и советской власти сроком на 10 лет. После ареста содержался в Можайской тюрьме. Затем для отбытия срока наказания был этапирован в Безымянский исправительный лагерь Самарлага НКВД СССР, куда прибыл 27 декабря 1937 года. Работал на строительстве Куйбышевской ТЭЦ разнорабочим.

Зимой был арестован о. Леонид Муравьев и заключен в ИТЛ.

1941 год

22 июня началась Отечественная война.

11 ноября погиб в заключении о. Леонид Муравьев.

1942 год

15 августа священник Иоанн Березкин поступил в лазарет на лечение.

22 сентября умер. Диагноз врачебной комиссии — декомпенсированный (очень тяжелый, не подлежащий лечению) порок сердца, пеллагра III степени. Сведений о месте захоронения не имеется.

1951 год

Отпевали о. Александра Зверева, много времени спустя, в церкви в Филипповском переулке, вместе с его женой, скончавшейся 15 апреля 1951 г., заочным отпеванием “прежде скончавшегося”.

1978 год

Серафим Александрович Зверев передал Святейшему Патриарху Пимену ложечку старца Алексия, которая как святыня хранилась в семье

1994 год

возрождён Николо-Звонарский храм, в его стенах открылось подворье Пюхтицкого женского монастыря. Вторая московская святыня, икона “Взыскание погибших”, снова вернулась в свой храм.

2000 год

13-16 августа протоиерей Сергий Кедров причислен к лику святых Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.

Преподобный Алексий, старец Зосимовой пустыни-иеросхимонах Алексий (Соловьёв), 1846-1928 гг.; на Юбилейном Архиерейском Соборе был причислен к лику святых.

2001 год

6 октября протоиерей Александр Зверев причислен к лику святых Постановлением Священного Синода.

2004 год

18 августа священник Леонид Муравьев причислен к лику святых Постановлением Священного Синода.

Истории о жителях Воскресенского района. Жизнеописания Фаустовских новомучеников Новости Воскресенска
Фаустово.1926 год. Верхний ряд: Любовь Кедрова, Серафим Зверев, о. Иоанн Берёзкин, Любовь Александровна Берёзкина, Евгения Берёзкина, Валентина Кедрова. Средний ряд: Мария Алексеевна Зверева с дочерью Ариадной, сщмч. Александр Зверев, сщмч. Сергий Кедров, Людмила Александровна Кедрова. Нижний ряд: Александр Кедров, Маргарита Берёзкина, Николай Берёзкин

ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ ЗВЕРЕВ

(1881-1937 гг.)

Александр Зверев родился 8 августа 1881 года в селе Фаустово Бронницкого уезда Михалевской волости Московской губернии в благочестивой семъе священника Александра Григорьевича Зверева и его жены Анастасии Ивановны, в девичестве Грековой, происходившей из священнической семьи. В тот же день он был крещен в Троицкой церкви села Фаустово священником Феодором Бажановым, он же и был крестным, а крестной была дочь священника Любовь Петровна Магницкая. Кроме сына Александра, в семье были еще четыре старших дочери: Анна, Любовь, Мария и Людмила. Священник Александр Григорьевич Зверев, настоятель Троицкой церкви с. Фаустова, священствовал 48 лет в этой церкви и был похоронен у её алтаря. Кроме того священник Александр Григорьевич был директором одноклассной школы в с.Фаустово.

Троицкая церковь относилась к Краснохолмской Соловецкой пустыни известной с середины ХУП века, построенной тщанием царя Алексея Михайловича и упраздненной в 1764 году.

Дед — священник Григорий Афанасьевич Зверев был женат на дочери свя­щенника Троицкой церкви Сергея Филиппова Елизавете и служил в этой церкви с 1830 года. Дедушка, о.Григорий занимался воспитанием внука Саши, приучая его внимательно слушать Апостол и Евангелие во время обедни, а дома пересказывать дедушке содержание того, что он слышал.

Дети священника Александра Григорьевича Зверева учились в Москве. Александр Александрович Зверев в 1897 г. окончил Московское Донское духовное училище, а в 1903 г. — Московскую Духовную семинарию по I ра­зряду с аттестацией «доброй и нравственной настроенности, характера уживчего, к поступлению в Академию вполне благонадежен», но поступил он в Академию только в 1905 г. (Поступал в МДА в 1904 г., но не был принят из-за недостатка мест). С октября 1904 г. до января 1906 г. он был надзирателем в Московской Духовной семинарии. В 1909 г. Александр окончил курс Московской Духовной Академии со степенью кандидата богословия. Его кандидатское сочинение называлось: «Современные светские религиозные мыслители и их значение для пастыря — наставника». Студенты Академии его очень любили и звали его «милый Сашуха». По окончании Академии он поступил на должность помощника инспектора Вифанской семинарии.

В эти же годы Александр Зверев становится духовным сыном старца Смоленской Зосимовой пустыни иеромонаха Алексия /Соловьева/; он так вспоминал об этом: «…что он, когда был юношей искал в жизни христианский идеал и нигде не находил, пока не встретил старца». I июля 1910 г.

Александр со своей невестой Марией Алексеевной Лебедевой, дочерью настоятеля Московской Никольской церкви, что в Звонарях на Рождественке были у затворника Зосимовой пустыни старца Алексия, который их бла­гословил на новую жизнь иконою Смоленской Божией Матери со словами: «Любите друг друга и своею любовью восполняйте один душу другого. Храни Вас Господь искать где-либо на стороне, а не в семейном очаге спокойствия своей души». /Сохранилась эта икона, подаренная св. прав. Алексием Зосимовским, на обороте которой рукой о. Александра Зверева написаны эти слова./ 5 июля 1910 г. Александр повенчался с Марией Алексеевной Лебедевой.

В сентябре 1912 г. Александр Зверев стал преподавать словесность и историю русской литературы в Вифанской семинарии, совмещяя свою рабо­ту с должностью классного воспитателя.

16 февраля 1913 г. Александр Александрович Зверев был рукоположен во священника и тогда же награжден набедренником.

Семья батюшки переживала самые счастливые дни, 7 июня 1912 г. у них родился первенец — Серафим. Шесть лет они прожили в четырех километ­рах от Сергиева Посада в Вифании, где «у цепи озер, с отражающимся в них лесистым берегом, находилась Вифанская семинария». Когда сын был совсем маленьким мать рисовала ему «небольшие сценки на темы рус­ских сказок. Она не была художником-профессионалом, хотя и училась в Строгановском училище, но в свободное от работы время любила писать этюды с натуры. Первое знакомство с искусством пришло…от матери.» Отец Александр рассказывал сыну «о силе и славе Русской земли, о вели­ких подвигах народа, защищавшего её от врагов».

Летом 1913 г. о. Александр был назначен членом секретарем строитель­ной комиссии по ремонту зданий Вифанской семинарии. Ремонт и переуст­ройство семинарии был успешно завершен. Как преподаватель о.Александр прививал своим ученикам любовь к русской литературе, он блистательно читал свои лекции. Так, например, о.Александр на своей лекции о творчестве А.С. Пушкина говорил о том, что Пушкин сумел раскрыть в русской литературе удивительное свойство русского духа: «героизм в отсутствии героизма». Это было любимое выражение батюшки; это был критерий оценки многих поступков человеческих Во внеклассное время о.Александр устраивал чтения, написанных учащимися рефератов. «Дело школьного воспитательства у о. Александра Зверева превратилось в дело чисто пастырского попечения и забот о вверенных его руководству воспитанниках. Уделяя много времени их ум­ственному развитию, он главные усилия, и к тому же весьма успешные направляет к созиданию в них христианского характера и преданности церкви».

В мае 1917 г. умер двухмесячный младенец Сергий, его смерть матуш­ка очень тяжело переживала. Вскоре семья навсегда покинула Вифанию и переселилась в Москву в Звонарский переулок, где матушка прожива­ла прежде с родителями, и где теперь жили её братья со своими семья­ми. В 1918 г. в начале учебного года о. Александр Зверев был назначен помощником начальника Пастырско-Богословских курсов Московской Епархии. Назначение было сделано на заседании соединенного присутствия Святейшим Патриархом Тихоном, Священным Синодом и Высшим Церковным Советом Православной Русской церкви. Начальником Пастырско-Богословских курсов был о. Иоанн Восторгов, казненный 26 августа/ 5 сентября 1918 г. Эти курсы были созданы по благословению Митрополита Москов­ского Владимира /Богоявленского/. После смерти о. Иоанна Восторгова о. Александр Зверев сначала исполнял обязанности помощника начальника, а затем стал и.о. начальника Пастырско-Богословских курсов. 12/25 февраля 1919 г. указом Высокопреосвященного Иоасафа /Калистова/ о. Александр Зверев был назначен настоятелем Московской Николаевской, что в Звонарях, церкви. В 1921/22 гг. он с перечисленными обязанно­стями совмещал преподавательскую деятельность на Пастырско- Богословских курсах.

Во время гонений на Русскую Православную Церковь в 1922 г., связанных с изъятием церковных ценностей, в июле того же года в доме № 9 по Звонарскому переулку, где жил о. Александр с семьей, был произведен обыск. Сам о. Александр Зверев был арестован. В ноябре 1922 г. он, выступая на открытом судебном процессе «об изъятии церковных ценностей», виновным себя не признал и сказал, что «изъятие в храме про­шло спокойно». Несмотря на это он был осужден по ст. 119, получил 3 года, сокращенные по амнистии до I года, и уже в марте 1923 г. был освобожден. В феврале 1923 г. у о. Александра родилась дочь Ариадна и матушка Мария Алексеевна отнесла малютку в тюрьму на свидание с отцом.

Последующие 10 лет /с 1923 по 1933 гг./ о. Александр Зверев продолжал служить в Никольской церкви в Звонарях.

21-22 сентября 1928 г. о. Александр участвовал в отпевании и похоронах своего духовного отца  — иеросхимонаха Алексия, старца Смоленской Зосимовой пустыни. Характеризуя старца, о.Александр Зверев привел слова из послания св. ап. Павла к Тим. /2, 1/: «Не дал нам Бог духа боязни, но силы и любви и целомудрия.»

В 1929 г. о. Александр Зверев был награжден митрой.

В 30-е годы о. Александр был назначен благочинным Сретенского сорок

В эти же годы он был духовником Заместителя патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия  /Страгородокого/.

Обладая даром слова, воспитанный таким замечательным наставником, каким был о.Алексей Зосимовский, о.Александр последовательно и сознательно вел своих духовных чад по пути постоянного внутреннего внимания и молитвы. Имея дар исключительной мудрости в воспитании пасомых, он умел коснуться любой, самой ожесточившейся души, поднять из глубин падения, спасти от гибели отчаявшихся. Сам о. Александр удивительно благоговейно, просто и смиренно молился, но поражало всегда одно ощущение: живого предстояния Богу, Которому со всей полнотой любви и преданности он приносил прошения о всех предстоящих и молящихся в храме. Все люди, которые стояли в храме, были ему необычайно дороги, буквально каждый. Это ощущение постоянного предстояния и непосредственного обращения ко Господу «за всех и за вся» поражало своей необычностью и вместе с тем полной простотой. Начиная с первой недели Великого поста о. Александр учил говеющих  молитве Иисусовой, для чего после вечерних служб все молящиеся вместе совершали 50 молитв Иисусовых с поклонами. Всей своей пастве он дал такое правило:» 40 раз прочесть молитву Иисусову, 20 раз прочесть» Пресвятая Богородица, спаси нас!» и 10 раз «Все святые, молите Бога о нас!» Читать это правило он просил утром и вечером.

В слове к исповедующимся, произносимом после обычных молитв перед исповедью, о.Александр говорил, разъясняя недопустимость согрешений, не дающих «войти в радость Господа», о необходимости усердного покаяния и решимости в кающихся противостоять и бороться с согреше­ниями, просил стоящих на исповеди повторять вслух: «блудники и прелюбодеи Царства Божия не наследуют». «Блюдите себя, вот я сказал вам», — умоляюще и проникновенно /без всякой внешней аффектации/ произносил о. Александр. Всё то трудное время /с 1919 г. по осень 1937 г./ его московские духовные чада нуждались в непрерывной поддержке: не убо­яться, выстоять в исповедании веры не ослабевать в борьбе со страс­тями. На исповедь приходили как на полное откровение помыслов, чувств и дел. Можно было в любое время придти в храм и сказать о бедах, нуждах, борении. Если о. Александра не было в храме, то любой человек переходил через дорогу, звонил и попадал в небольшую комнату, семья ютилась в большой тесноте, но чувство юмора, благодушия и крайняя внимательность к нуждам приходящих делали такие посещения праздником для его духовных детей.  В семье его сестры (Любови Александровны) всегда говорили, что у Зверевых в день именин батюшки «дверь на петлях не держится», так много приходили народу, так его все любили. Его племянницы, дети о.Иоанна Березкина, второго священника Никольской церкви в Звонарях тоже были духовными детьми о.Александра Зверева. Он их учил, что, когда есть возможность, надо зайти в храм на 2-3 минуты, чтобы стрясти с себя мирскую суету (племянницы были студентками).

Особенностью о. Александра было всемерное привлечение молящихся к участию в богослужении. Кроме общенародного пения молитв литургии /»Верую» и «Отче наш»/, на вечернем богослужении всеми молящимися повторялись «Трисвятое» по «Отче наш» после «Ныне отпущаеши» перед пением тропаря. Например, на Пасхальной литургии, когда хор пел часы,  о. Александр выходил со служебной заздравной просфорой и, вынимая частицы, просил всех молящихся поминать за здравие своих близких.

13 февраля 1933 г. под Трифона мученика батюшку арестовали. Всю ночь длился обыск, перевернули все буквально, до потолка лежали всюду книги, бумаги, вываленные из шкафов. На постели лежали матушка с дочкой, обнявшись, и, чтобы не слышали соседи, закрывали друг другу рты, чтобы не рыдать вслух. Батюшку поместили в Бутырскую тюрьму. Матушка была очень болезненная женщина и тяжело переживала батюш­кин арест. Духовные чада чем могли помогали ей: занимали очередь в Бутырках, приносили продукты, тогда было очень голодно, подменяли матушку в очереди в тюрьму. Матушке было отказано в московской прописке, её лишили карточек, ей пришлось вначале жить у духовных чад, о. Александра, дочку она отдала на время родственникам. Сын Серафим жил у братьев художников Кориных на Арбате в мастерских.

О. Александра Зверева судили по ст. 58-10 УК РСФСР и осудили на 3 года ссылки в Севкрай, в г.Каргополь. Выпустили батюшку в Великий Четверг, разрешили служить до Великой Субботы, на Пасху ему не разрешили оставаться в Москве, он должен был уехать. В тот год Благовещение приходилось на Великую Субботу, это был храмовый праздник. О. Александр исповедывал своих духовных чад и днем, и ночью. Прощание и последние советы остались в памяти у большинства его пасомых и принесли свои плоды в дальнейшем. В Великую Субботу батюшка похристосовался со всеми, его проводили на вокзал, и он уехал в ссылку. В Каргополь батюшку сопровождала Елизавета Сергеевна Лебедева   /жена брата матушки/.

Матушка немного жила в Фаустове у родных батюшки, а потом переехала в стоверстную зону в Егорьевск. Летом 1933 г. власти разрешили жене и дочери побывать в Каргополе, осенью 1933 г. к нему приезжал сын, художник. Он писал там этюды, на озере Лача и реке Онеге. Серафим Александрович проводил много времени с отцом, много молился и чрезвычайно утешал батюшку. Долго батюшка жил один, очень скучал о семье и детях. В ссылке батюшка плотничал, чинил забор дома, где жил еще один ссыльный батюшка с женой. У него было несколько своих гряд, он в свободное время читал книги по огородничеству и пчеловодству. Осенью ходил собирать грибы и сам солил их на зиму.

Батюшку в ссылке не оставляли его духовные чада: они навещали его, привозили посылки с продуктами. 0. Александр поддерживал своих духовных чад, утешал их и, когда они его навещали, шутил: » Могучая грудь сынов севера не боится морозов и бурь!» Из ссылки батюшка присылал им выписки из св. отцов, подвижников благочестия, чьи поучения и молитвы о внутреннем внимании казались ему необходимыми именно для этих его духовных чад. В ссылке о.Александр, читая Евангелие, делал пометки на полях: «Не чудеса, а добрая жизнь вводит в Царствие Небесное. Деяние есть дело собственного усердия, а их же есть дар Божественной благодати; деяние  плод человеческих трудов, а чудеса дар Божественного дарования. Деяние сложится из нашего произволения и Божественной благодати». (Эти заметки предваряют «Деяния апостолов»). Но о.Александр не служил Литургии в ссылке, т.к. в Каргополе не было вина для ее совершения.

В Каргополе о. Александр работал при больнице, пилил и раскатывал дрова, кроме того молотил ячмень и горох, набивал силосную яму, работал и на других тяжелых работах. Срок батюшка отбыл летом 1936 г., в это время вернуться из ссылки можно было только на 101 км. от Москвы, и то при условии, что батюшку возьмут «на поруки». Что было сделано Елизаветой Сергеевной Лебедевой и его духовной дочерью О.И.Подобедовой.

С августа 1936 г. по сентябрь 1937 г. о. Александр Зверев вместе с женой Марией Алексеевной проживал в с.Возмище Волоколамского района Московской области и служил священником в церкви Рождества Богородцы на Возмище. Кое-кто из московских духовных детей смог побывать у о. Александра, исповедаться, получить наставления. Без всякой горечи, с глубокой верой, сосредоточенно и молитвенно наставлял он своих пасомых, «с крайним благоговением и той мерой преданности в волю Божию, какие трудно передать словами».

Свое благоговейное служение перед престолом Господним он закончил осенью 1937 г. С группой ссыльных монахинь из соседнего села и со священниками Павлом Андреевым и Димитрием Розановым о. Александр 3верев был по доносу арестован 22 сентября 1937 г. Сначала он содержался в тюрьме г. Волоколамска, а затем был переведен в Москву. Судила его тройка» при УНКВД СССР по Московской области, он был обвинен в антисоветской агитации против проводимых кампаний на селе, контрреволюционной гнусной клевете против Сов. власти, церковной агитации. Виновным себя не признал. 0. Александр Зверев был приговорен к расстрелу.

16 ноября 1937 г. приговор был приведен в исполнение. 0. Александр был расстрелян на Бутовском полигоне, где был и захоронен.

Родным было объявлено, что батюшка осужден на 10 лет без права пере писки, и матушка Мария Алексеевна до самой смерти /15 апреля 1951 г./ была уверена, что батюшка жив и находится в лагере. В 1958 г., о. Александр Зверев был посмертно реабилитирован. Его дети не подавали прошения на пересмотр дела и просьбу о реабилитаций, они считали своего отца мучеником за веру, святым, бережно сохраняли вещи о. Александра: наперсный’ крест., напестольное Евангелие., маленькое Евангелие с его пометками на полях, письма из ссылки, семейные иконы, многочисленные фотографии, батюш­кино кресло, в котором сиживали три патриарха /Тихон, Сергий и Пи­мен/. В личном архиве С.А.Зверева сохранилось некое письмо, в кото­ром говорилось, что о. Александр /дядя Саша/ умер в 1989 г. в Буринских лагерях П отделения, около г.Свободного, станция Известковая.


СВЯЩЕННОМУЧЕНИК СЕРГИЙ КЕДРОВ

(1880-1937 гг.)

Священномученик Сергий родился 10 августа 1880 года в семье священника Павла Кедрова. По окончании Московской Духовной семинарии в 1901 году, Сергей Павлович был направлен работать учителем в Старниковскую церковно-приходскую школу Бронницкого уезда.

Женившись в 1908 году на дочери священника села Фаустово Александра Григорьевича Зверева, он унаследовал его приход. Рукоположен был Епископом Дмитровским Трифоном. Храм в котором стал служить о. Сергий, был построен в середине 17 века и входил в Краснохолмскую Соловецкую пустынь. Из монастырских построек, в основном деревянных, уцелели две каменные церкви: соборная Троицкая и надвратная — Зосимы и Савватия.

О. Сергий любил регентовать. Он вообще очень любил петь. Брал фисгармонию и уходил в церковную сторожку на спевки. Пели у него деревенские девушки. Две из них дожили до открытия церкви в 1988 году и пели еще.

После революции начались обыски. Искали оружие. В доме было старое охотничье ружье, но его успели выбросить на огороды. О. Сергия арестовывали трижды. Во время изъятия церковных ценностей, когда его вызвали и предложили организовать изъятие, он сказал: «Сдать-то сдадим, а вот куда они пойдут?» После этого его арестовали и посадили в Таганскую тюрьму, где он провел два года. Второй раз его арестовали на основании какого-то неосторожного письма или записки, которая попала в чужие руки и была единственной уликой. О. Иоанн Берёзкин (родственник о. Сергия, пропал в лагере) отправился на Лубянку хлопотать. Пошел к следователю, который вдруг дал ему в руки дело и сказал: «Я этим теперь не занимаюсь, пойдите в комнату №…». О. Иоанн с делом в руках вышел в коридор, открыл его, машинально взял «улику» и положил в карман. О. Сергия вскоре освободили. Последний раз его забрали в 1937 году. Он был расстрелян 16 ноября на Бутовском полигоне, в этот же день был расстрелян брат его жены о. Александр Александрович Зверев, ныне они оба прославлены как новомученники Российские.


ПРОТОИЕРЕЙ ИОАНН МИХАЙЛОВИЧ БЕРЕЗКИН

(1882 — 1942/43)

Березкин Иван Михайлович родился 13 апреля 1882 года в с. Орлово, Московского уезда Московской губернии в семье диакона. В августе 1893г. Иван закончил одноклассную церковно-приходскую школу при Троицкой церкви в с. Фаустово Бронницкого уезда Московской губернии, в которой служил диаконом его отец. В 12 лет мальчик осиротел, и его второй семьей стала семья фаустовского священника Александра Григорьевича Зверева, настоятеля Троицкой церкви.

С 1893 по 1897 учился в Московском Донском духовном училище, с 1897 по 1903 – в Московской Духовной семинарии, а с 1903 по 1907 год – в Московской Духовной Академии, которую закончил со степенью кандидата богословия. Кандидатская работа была посвящена разбору богословских сочинений французского ученого А.Зинэ.

Иван Михайлович женился на дочери о.Александра Григорьевича Зверева, Любови Александровне.

26 (29) декабря 1907 года епископом Белгородским Иоанникием был рукоположен в сан иерея. О. Иоанн служил в Белгороде в Свято-Евгениевской церкви при мужской гимназии, одновременно преподавал Закон Божий в Белгородской ЕКВ Герцога Эдинбургского мужской гимназии, с 1 января 1908 г. и в старших классах женской гимназии.

С сентября 1909 года о. Иоанн начинает служить в Николаевской церкви при Серпуховской мужской гимназии в г. Серпухове Московской губернии, одновременно являясь учителем в Александровской мужской гимназии.

С июня 1911 года о. Иоанн входит в клир Троицкого собора г. Серпухова. Продолжает преподавать Закон Божий сразу в нескольких гимназиях, вкладывая всю душу в преподавательскую работу. Он состоял законоучителем в Серпуховской Николаевской женской гимназии с 23 ноября 1909г, Серпуховской женской гимназии Пшеничкиной. Одновременно о. Иоанн заведовал Серпуховской общегородской церковно-приходской школой с 1 сент. 1911г, был избран уездным членом Епархиального училищного совета с 4 окт 1913г. 11 марта 1911г. о. Иоанн организовал Серпуховское Общество трезвости, которое издавало специальные листки, разъясняющие пагубность недуга пьянства.

С января 1914 года о. Иоанн становится законоучителем в мужской гимназии г. Егорьевска Московской губернии. Служил в домовой церкви при гимназии. О. Иоанн также преподавал в мужской и женской прогимназиях г.Егорьевска. Участвовал в выпуске листков «Се стою у двери и стучу», которые выпускал о.Николай Зверев. В годы Первой мировой войны(с 1914г.) гимназическая церковь стала полковой, она была приписана к 139 Моршанскому запасному пехотному полку (с 9 окт 1914г), и таким образом о. Иоанн стал полковым священником, а также был избран членом совета Братства святого Великомученика и Победоносца Георгия (с 9 июня 1914г). У батюшки появился денщик, который выполнял обязанности, связанные с благоустройством храма. Весной 28 мая1916г. о. Иоанн указом Святейшего Синода, за № 26 был назначен на штатную должность священника 80-го запасного пехотного полка, а 8 ноябряе 1916г. — благочинным церквей и духовенства 10-й пехотной запасной бригады. Но грянула революция…

В 1918г. должность законоучителя в гимназии упразднили, и о.Иоанн остался без работы, семья без средств к существованию. Семья переехала в с. Фаустово в дом к матери Любови Александровны. При переезде была начисто ограблена квартира в Егорьевске. Начались гонения на Церковь; о.Иоанн остался без прихода, и семья страшно голодала. Наступил момент, когда было нечем кормить детей, и матушка поседела за одну ночь. Ей пришлось оформить гражданский развод с батюшкой, чтобы получить место учительницы начальных классов в одной из окрестных деревень в 10 км от дома. Таким образом матушка спасла семью от голодной смерти. С тех пор она учительствовала вплоть до выхода на пенсию…

В 1918г. о.Иоанну предложили место священника в храме при Шереметевской больнице в Москве. Он служил в больничном храме и жил в больничной палате,был избран председателем прих. Совета. Семья оставалась в с. Фаустово. В 1920г. о.Иоанн был назначен преподавателем Пастырско-Богословских курсов. В начале НЭПа семья о.Иоанна перебралась в Москву. Церковь при больнице была небольшая и практически без прихода: медперсонал больницы состоял из «бывших» людей — либо дворянского происхождения, либо жен и дочерей крупных чиновников. Чтобы собрать средства, заплатить налоги и избежать закрытия церкви, совершались особо торжественные службы, причем неоднократно в этом храме служил Святейший Патриарх Тихон. В церкви Шереметевской больницы о.Иоанн прослужил до середины 1920-х годов, до самого ее закрытия.

В 1920-е гг. о. Иоанна вызвали на Лубянку и предложили перейти в обновленчество, «за которым — будущее». Одним из главных аргументов были дети: «подумайте, что с ними будет…». Но о.Иоанн категорически отказался.

В ноябре 1925г. приходская община вместе с о.Иоанном была причислена к Вознесенской церкви в Варсонофьевском переулке в Москве. Он сначала был назначенмитрополитом Петром сверх штата, а в 1926г. Приходской совет Сретенского сорока и прихожане избрали батюшку настоятелем этой церкви.

22 апреля 1924 года о. Иоанн Березкин награждается наперсным крестом, а 6 июля в церкови в честь Владимирской иконы Божией Матери у Никольских ворот возводится митрополитом Михаилом (Ермаковым), Экзархом Украины, в сан протоиерея.

Далее о. Иоанн служил в церкви Троицы в Листах, священномученника Панкратия. 13 мая 1929г. о.Иоанн был вызван в Народный суд Бауманского р-на в качестве ответчика о невыплате налога

Церковь Николая Чудотворца в Звонарях стала последним местом служения о.Иоанна в Москве.

В 1929 году о. Иоанна награждают палицей, а в 1931 – правом ношения митры за богослужением. Он прослужил вторым священником с 1929 до 1933г., после ареста о. Александра Зверева (14 февраля 1933г.) о. Иоанн стал исполнять обязанности настоятеля. В 1934г. церковь закрыли, а о.Иоанна вызвали на Лубянку…Вызванный на Лубянку о.Иоанн домой уже не вернулся. Его сослали в Рузу, «на 101-й км»

В Рузе о. Иоанн служил в кладбищенской церкви. Жил о.Иоанн в церкви в каморке на колокольне. Как-то во время совершения Литургии в храм ворвались безбожники. Они прошли в алтарь, избили о.Иоанна так, что он упал, схватили с Престола священные сосуды, в том числе и Потир со Святыми Дарами, и убежали. Когда о.Иоанн пришел в себя, то попросил всех находившихся в храме прихожан начать искать Святые Дары, которые хулиганы, наверное где-то вылили из Потира. Одна из прихожанок увидела между могил горящий костер, когда вместе с батюшкой все подошли ближе, то там, где видели пламя костра, обнаружили вылитые на землю Святые Дары.

В 1937 году, сразу после совершения Литургии, о. Иоанн был арестован. Осужден тройкой при УНКВД по Московской обл. на 10 лет. О. Иоанн умер в лагере под Куйбышевом осенью 1942(43) г.

faustovo.orthodoxy.ru


Импост окна

Профайн

Добавить комментарий