
В начале марта в МУП «Управление домами – Воскресенск» произошла очередная смена генерального директора. Текучка руководящих кадров на этом предприятии давно никого не удивляет. Ранее уволились главный инженер и главный бухгалтер МУПа. На сайтах предприятия и администрации городского округа ничего не сказано о причинах увольнений, да и отчитываться за результаты работы уволенных не заставляют. От очередных руководителей этой управляющей компании Воскресенска, учрежденной администрацией района, население не ждет больших свершений, надеясь лишь на незначительное улучшение положении дел в жилом фонде.
Кто бы ни пришел на директорскую должность в МУПе, ему придется тащить неподъемный груз старых обязательств и управленческих просчетов. В этой управляющей компании имеются сложности не только с уборкой снега с придомовых территорий и крыш, и не только с починкой инженерных сетей в подвалах. Муниципальное предприятие, которое чиновники рекламировали как надежную и подконтрольную властям управляющую компанию, оказалось юридически беззащитным в суде. Несколько дней назад вступило в законную силу решение арбитражного суда по взысканию с МУП «Управление домами – Воскресенск» задолженности в размере около 97,5 млн рублей в пользу АО «Воскресенские тепловые сети». Из текста «Решения арбитражного суда» выясняется, что представители ответчика, то есть МУП «Управление домами-Воскресенск», даже не явились в суд, не представили письменный отзыв, не направили заявление о зачете либо возражение ни на иск истцу. Таким образом, суд принял решение по имеющимся в материалах дела доказательствам. Разве можно представить подобное отношение к своему предприятию у директоров и юристов частного предприятия Воскресенска, которому грозит арест имущества на сотню миллионов рублей? У МУПа были аргументы в судебном споре с «ВТС», но дирекция не удосужилась мобилизовать свои силы ради обеспечения финансовой стабильности предприятия. Когда на работу не выходит дворник – управляющая компания рискует попасть на штраф в несколько десятков тысяч рублей. Из-за бездействия юриста и директора предприятие, как показывает практика, теряет миллионы рублей. В отличие от менеджмента коммерческого предприятия, участвующего в рыночных отношениях, дирекция МУПа не берет на себя ответственность за последствия финансово-хозяйственных операций и не рискует при этом собственным имуществом.
У МУПа нет собственного имущества, а финансовые потери предприятия не отражаются на зарплатах его директоров, осознающих себя временщиками. Гнаться за прибылью, как в частных коммерческих фирмах, директорам МУПов вовсе не нужно. Будет прибыль – не будет субсидий из бюджета.
Куда и на что директора МУПа тратят деньги населения и бюджета – большой секрет. В прошлом году несколько депутатов Совета депутатов обратились к коллегам с обращением обязать администрацию городского округа и дирекции всех МУПов ЖКХ Воскресенска предоставить отчеты о работе и планах на ближайший год. Депутатское большинство под несомненным влиянием чиновников отказалось поддержать эту инициативу. Так что отчетность МУПов остается закрытой темой. Юридически даже у учредителя МУПов, то есть администрации городского округа, ограниченные права влияния на хозяйственную деятельность «дочерних организаций». При всех известных минусах в работе МУПов администрация всё равно оказала содействие в «переводе» сотен многоквартирных домов под их управление. Все эти дома и придомовые территории уходящей зимой стали объектом охоты за «штрафами» со стороны инспекторов Госжилинспекции и Госадмтехнадзора.
Заканчивается период зимних холодов. Впереди должен наступить сезон больших ремонтных работ в подъездах, на крышах и в подвалах воскресенских домов. Но этот сезон для МУПа и его жилого фонда с большой долей вероятности окажется коротким и мало результативным. И всё это из-за неэффективного администрирования и модели хозяйствования, а также больших долгов. Предприятие может выставлять на тендеры контракты на проведение ремонтных работ и закупку стройматериалов, но только с расчетами возникнут проблемы. МУПу придется либо идти на ухищрения, создавая сложные схемы расчетов с подрядчиками, либо сократить объем запланированных ремонтных работ, повышая тем самым градус напряжения среди жителей. Являясь по закону потребителями жилищно-коммунальных услуг, многие жители многоквартирных домов вынужденно стали «жалобщиками», или «попрошайками», годами безрезультатно требующими или упрашивающими представителей УК качественно отработать те самые оплаченные полным рублем услуги. В развитие ЖКХ люди верить перестали, но готовы терпеть бытовые неурядицы.
Сергей Рудаков, депутат Совета депутатов Воскресенска, партия «Справедливая Россия»