Пусть космонавтам главные награды,
Но пусть увидят люди в полный рост
Земли героев – Воскресенска,
Кто с неба не снимает звёзд.
Нам воскресенцам можно гордиться, что в первых рядах людей, которые открывали новое, создавали славу космонавтики, были и наши земляки:
Сергей Осипович Охапкин – соратник С.П. Королева, кавалер двух орденов Ленина, Герой Социалистического Труда, первый заместитель Главного конструктора, доктор технических наук, профессор. Творческая жизнь Сергея Осиповича в свершениях: создание ракетных систем оборонного щита Родины, запуск первого искусственного спутника Земли, первый орбитальный полет человека в космос и др.
Его детские и юношеские годы прошли в селе Михалеве и поселке имени Цюрупы.
У родственников хранится фотография Юрия Гагарина с волнующей надписью: «Сергею Осиповичу Охапкину с уважением и благодарностью за машину, на которой летал в космос».
Леонид Александрович Воскресенский – соратник и заместитель Главного конструктора ОКБ-1 С.П. Королева, испытатель ракетно-космической техники, Герой Социалистического Труда, кавалер двух орденов Ленина и ордена Красной Звезды, д.т.н, профессор, спортсмен-теннисист, судья республиканской категории.
Родился Леонид 14 июля 1913 года в семье Павлово-Посадского священнослужителя. Его отец Александр с 1898 года в течение 5 лет вел пастырскую службу в церкви села Новлянского и был законоучителем в церковно-приходской школе, содействовал строительству Кривякинской земской больницы, имел знакомство с земским врачом-просветителем Б.Л. Каганом. Мать, Екатерина Вениаминовна Соколова, родилась и проживала в Новлянске, где воспитывалась у деда, протоиерея Григория Горетовского.
Михаил Леонидович Шугаев – руководитель ведущих отделов в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина. Разрабатывал учебно-тренировочную базу и готовил первый экипаж экспедиции на орбитальную пилотируемую станцию «Салют». В 1956 году закончил Воскресенскую среднюю школу №2. Проживает в Звёздном городке.
На снимке слева направо: Шугаев М.Л., космонавты – Артюхин Ю.П., Попович П.Р., Береговой Г.Т.
Виктор Петрович Кретов – сотрудник Главного центра испытаний и управления космическими средствами имени Г.С. Титова, Ветеран космонавтики России, Заслуженный испытатель космической техники, Ветеран космодрома Байконур (1960- 1985), историк командно-измерительного комплекса. Награждён орденом Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги», удостоен Диплома имени летчика-космонавта Ю.А. Гагарина, медалями С.П. Королева, Ю.А. Гагарина, Г.С. Титова. Ветерану космонавтики дорог наш Воскресенский край. Оставшись без родителей, он воспитывался в Воскресенском детском доме №1 спецназначения в усадьбе Спасское, Виктор Петрович автор многих публикаций в журналах и газетах на космическую тематику, один из основных авторов книги «Голубая лестница».
Виктор Васильевич Синявский – сотрудник РКК «Энергия» имени С.П. Королева, академик Академии космонавтики РФ имени К.Э. Циолковского, действительный член Академии электротехнических наук, д.т.н., профессор МГТУ имени Н.Э. Баумана, Заслуженный изобретатель РФ. В 1953 году с серебряной медалью окончил Воскресенскую школу №2, а в 1958 году с дипломом инженера по специальности «космическая атомная энергетика» он был распределён в ЦАКБ, которое вскоре подчинили ОКБ-1 С.П. Королева. Работы в ОКБ-1 в этот период отличались разнообразием и многотемностью: пилотируемые корабли «Восток» и «Восход», научные спутники Земли и спутники-разведчики, спутники связи, межпланетные автоматические станции. На стадии испытаний находился космический комплекс Н1-Л3 для полёта человека на Луну. В 1966-70 гг. эскизное проектирование проходил ракетоноситель Н1М с ядерным энергопитанием для осуществления экспедиции на планету Марс.
Леонид Анфиногенович Дудин – Ветеран космонавтики России, представитель Главного управления космических средств, сотрудник КБ «ХИММАШ», поэт и прозаик, член-корреспондент Академии российской словесности, член Международного сообщества писательских союзов и Союза писателей России, Почетный гражданин городского поселения Белоозерский. Участвовал в глобальных отечественных программах освоения ближнего и дальнего космоса.
Виктор Михайлович Синигин – Заслуженный испытатель космической техники, учился в школе №2, Воскресенском горном техникуме. После окончания биологического факультета МГУ был распределен на «НПП Звезда», на себе испытал и давящую силу центрифуги, и рвущий вакуум барокамеры.
Георгий Георгиевич Терлецкий – профессиональный программист, участвовал в грандиозных космических программах, разрабатывая программное обеспечение для расшифровки видеосигналов с межпланетных станций «Вега-1», «Вега-2» и «Фобос».
Георгий Георгиевич с 1947 года воспитывался в Воскресенском детдоме №1 спецназначения в усадьбе Спасское.
Владимир Иванович Морев учился в школах №2 и №1. Воскресенцы помнят его как хоккеиста-вратаря. Занимался он у тренеров А. Полухина, В.Ефимова и Н.С. Эпштейна. В 1959 году перворазрядником выступал уже за клубную команду «Химик». Издал книгу об истории Воскресенского и студенческого хоккея. Пишет и стихи о родном крае, хоккее.
После окончания МАИ распределен в ЦНИИМАШ (г. Королев) – головной институт по формированию научно-технической политики в области создания и экспертизы ракетно-космических комплексов, исследования и использования космического пространства, управлению полетом космических аппаратов.
В 1975 году в рамках международной программы «Союз-Аполлон» (СССР-США) был проведен комплекс работ по улучшению характеристик корабля «Союз» для стыковки кораблей на орбите. За участие в этой программе он награжден медалью. Участвовал он и в космическом эксперименте «Радуга» (ГДР-CCCР). Разрабатывал имитационные модели для прогнозирования возмущающих воздействий на космические аппараты при полётах к Луне и Марсу. Защитил кандидатскую диссертацию.
Алексей Афанасьевич Богомазов – высококвалифицированный электро-монтажник. Неоднократно был командирован на полигон Тюра-Там (Байконур) для выполнения монтажных работ на объекте. Он ещё и замечательный поэт.
«Все в этом мире едино…» – так называется поэтический сборник А.А. Богомазова, в который вошли стихи о счастье жить на земле, о любви к России и малой родине. Напевность его стихов, лирическая взволнованность, поэтичность не оставляют никого равнодушным.
Ветеран труда, отличник энергетики и электрификации СССР.
Мало кто знает, что космический челнок «Буран» проходил отработку систем автоматического управления кораблем в беспилотном варианте в г. Жуковский на ЭМЗ имени В.М. Мясищева. Тут нашли себе высококвалифицированную работу несколько воскресенцев.
Александр Валентинович Ширкин в 1974 году закончил Воскресенскую экспериментальную школу №22. После окончания Рязанского радиотехнического института приобретал практический опыт монтажа, наладки и эксплуатации систем автоматического управления на Воскресенском химкомбинате. Опыт пригодился ему на Жуковском ЭМЗ при наладке системы автоматического пилотирования БТС-002.
Небо между Воскресенском и Жуковским всякую авиационную технику повидало – ведь здесь находится известный на весь мир летно-испытательный центр имени М.М. Громова. «…БТС-002 взлетел! Ориентиром в полете экипажу служили трубы Воскресенского химкомбината. Первый полет длился 20 минут. Существовал психологический аспект – пилоты (космонавт Игорь Волк и летчик-испытатель Станкявичус) должны были полностью доверить автоматике управление. Самолет сам должен был опознать свой аэродром, вывести корабль по глиссаде на полосу и осуществить посадку. Всего в Жуковском было совершено 24 полета, из них половина, впервые в мире, была осуществлена в автоматическом режиме. Точности приземления добились идеальной», – вспоминал А.В. Ширкин.
Евгений Викторович Соколов – специалист по аэродинамике и баллистике. Родился в г. Воскресенске в 1952 году, закончил школу №2.
15 ноября 1988 года состоялся триумфальный старт многоразового корабля «Буран». Совершив беспилотный двухвитковый полет вокруг Земли, «птичка» красиво и ювелирно села на полосу Байконура, откуда взлетела 3 часа 20 минут тому назад. К «Бурану» спешили люди, в том числе и воскресенец Евгений Соколов со своей Жуковской бригадой, это их автоматические системы вывели корабль на космическую орбиту и с изумляющей точностью привели его на посадочную полосу. Отклонение от осевой линии бетонки составило всего 3,5 м, а по длине пробега – 80 см.
Отечественный «челнок» создавали 12 лет, было задействовано более 1 млн. специалистов, которые работали на 1286 предприятиях 86 министерств и ведомств, затрачено 14 млрд. рублей.
Гибшман Евгений Александрович