Андрей Копцов: Учитель должен идти вперед, опережая время

Андрей Копцов: Учитель должен идти вперед, опережая время Новости Воскресенска

5 октября в России отметили День учителя – профессиональный праздник людей, которые свое сердце отдают детям. О том, почему и как становятся хорошими учителями и каково это – быть современным педагогом, мы поговорили с директором лицея № 22 Андреем Копцовым.

– Андрей Анатольевич, давайте начнем с самого начала – почему становятся учителями. Вот Вы, например, почему решили посвятить жизнь школе?

– На самом деле история стара, как мир. Влюбившись в свою первую учительницу Валентину Васильевну Смирнову и почувствовав от нее расположение к себе как к ученику, я уже тогда решил стать учителем. Мы в детстве с ребятами иногда сбегали из группы продленного дня и у меня дома играли в школу. Когда стал старше, появлялись и другие мысли – стать врачом, следователем… Но это скорее романтические мечты. А вот учителем я мечтал стать с самого детства. Моя родня хорошо помнит, как в одном из городов на Волге я «распотрошил» архив, находившийся рядом со школой, и вынес оттуда методические журналы. Все, что было связано со школой, меня с детства привлекало, потому и решил пойти по этой стезе.

Перед поступлением в вуз я ходил на подготовительные курсы в Коломенском педагогическом институте, планировал стать учителем истории. Как одному из лучших учеников на курсах мне разрешили досрочно поступать только по результатам одного экзамена по истории. Несмотря на то, что я слыл прилежным учеником, к экзамену по истории я все же не был готов. Но понял, что смогу быстро подготовиться и хорошо написать сочинение. Обратился к ректору и попросил его изменить мне факультет. Поскольку на филологическом факультете всегда имелся недостаток студентов-мужчин, для меня сделали исключение. И я действительно хорошо написал сочинение.

Я об этом никогда не говорил, но думаю, что в жизни есть закономерности. То, что нам кажется случайным, на самом деле неслучайно. Я сейчас не представляю себе, каким бы я был учителем истории. Но зато точно знаю, что я достаточно грамотный, могу интересно рассказать о художественном произведении, построить беседу на уроке литературы. И ребятам это нравится! Потому думаю, что не просто так ноги привели меня на филологический факультет.

– Вы окончили вуз и стали работать учителем в середине 90-х годов… Времена были непростые, особенно в школах. В первые годы работы о выборе профессии не жалели?

– Первый свой миллион я получил в качестве отпускных и купил японский Sharp – небольшой двухкассетный магнитофон… Я сейчас говорю не для красного словца, в учителя действительно шли не за зарплатами. У нас были перебои с зарплатой, нам месяцами ее не платили. Потом нам платили «миллионы», но купить на эту зарплату ничего было невозможно, потому что деньги были обесценены. При этом школам ни копейки не выделяли на развитие, потому нам все приходилось делать самим. Доставали стройматериалы и делали ремонт сами – так я научился забивать гвозди и красить стены.

Да, очень непростое было время. Но ведь тогда так жило большинство, нам было так же сложно, как и остальным, мы вписывались. Сейчас в некоторых регионах (конечно, я не говорю о Московской области) учителя за счет низкой зарплаты проигрывают в конкуренции с другими профессиями. А тогда практически все были нищими, поэтому мы жили так же, как и другие. Нет никакого ощущения, что мы какой-то подвиг совершали.

Сейчас при устройстве на работу не у всех, но у многих молодых учителей первый вопрос – это уровень зарплаты. А раньше мы шли работать в школу по призванию. Зато из тех, кто остался в школе с 90-х, не «сбежал» из профессии, получились классные учителя. За это время они прошли профессиональное становление, и я рад, что сейчас уже могу платить им более высокую заработную плату.

– Вы работаете в образовании больше двух десятилетий. Есть разница между молодыми учителями, которые приходили в школу в начале вашей карьеры, и теми, кто приходит работать сейчас?

– Я сам был молодым учителем, причем безумно любил давать уроки, хотя и не всегда все получалось. Мы действительно были заинтересованы в том, чтобы сделать себе имя. Так было и будет всегда: родители ведут ребенка не просто в школу, а к определенному учителю. Молодому учителю в этой конкуренции очень трудно себя показать, просто потому, что у него пока нет достаточного опыта. Но это стимул для профессионального роста молодого педагога: если хочешь, чтобы к тебе вели детей, становись хорошим учителем, как бы трудно это ни было.

Ленивых молодых учителей за годы своей работы директором я не встречал. Большинство педагогов, которые приходят в школу, остаются здесь надолго. Самый сложный период для них – первые два года. Во-первых, работа в школе – это новое для них. Во-вторых, требования к учителю сейчас очень высокие. Если раньше у нас в арсенале были мел и доска, то теперь педагог должен уметь владеть мультимедийным проектором, интерактивной доской, ноутбуком, планшетом, вести электронный журнал. То есть уровень общего развития молодого учителя должен быть другой.

– В последнее время престиж профессии учителя начал расти. Наверное, желающих работать в школе тоже становится больше?

– Все зависит от предмета. Я знаю, что сейчас высока конкуренция среди учителей английского языка, физической культуры, то есть найти работу по этим направлениям действительно непросто. А вот, например, учителем русского языка и литературы сейчас будет устроиться несложно. У преподавателей словесности очень высокая нагрузка, и это обычно люди в возрасте. Найти хорошего учителя математики – тоже большая проблема. Преподавателей этих предметов пугает ЕГЭ – они как ни одна другая специальность подвержены регулярным проверкам. Соответственно, повышаются требования к учителям русского языка и математики, и найти педагога, соответствующего этим высоким требованиям, становится сложнее. Но все это не значит, что, к примеру, через пять лет ситуация не изменится.

– Я правильно понимаю, что высокие требования означают, что учителя требуются опытные? Как тогда быть молодым специалистам, как устроиться в школу?

– Всегда при устройстве в школу проходит разговор с директором. Во-первых, никто не отменял язык как основное средство общения – в разговоре многое можно понять о специалисте. Я оцениваю уровень интеллигентности, умение общаться с детьми, очень хорошо, если человек семейный и имеет опыт воспитания собственного ребенка. И самый важный аспект – знание предмета. Я могу научить правильно вести урок, но дать знания, чтобы их хватило на работу с одаренными детьми, олимпиадниками, ребятами, которые ориентированы на профильные вузы, я не могу. Хватит ли знаний у учителя – это большой вопрос, ответ на который получаем уже в процессе практики.

Вообще многое зависит от того, чего хочет добиться директор школы. Я, например, ставлю перед собой цель воспитать учителя, то есть развить в нем те навыки и умения, которые я считаю важными в нашей профессии и в преподавании предмета. Найти такого учителя с опытом будет сложно, ведь он уже выработал собственную методику преподавания. Для меня лучше всего взять выпускника вуза и помочь ему стать хорошим учителем. Поэтому у меня в школе работает очень много талантливых молодых учителей.

Но, конечно, в педагогическом коллективе должны быть и опытные педагоги, способные и желающие работать по-современному, передавать свой опыт молодым, ведь наставничество еще никто не отменял.

– А с какими сложностями приходится сталкиваться современным учителям? Бытует мнение, что сейчас педагоги завалены бумажной работой…

– Я не вижу у наших учителей чрезмерной бумажной нагрузки. Сейчас эта нагрузка лежит на школе, то есть на администрации. Мы своих учителей стараемся от чрезмерного бумажного потока уберечь. Первое, что обязан делать учитель – вести электронный журнал, с которым, я считаю, бумажной работы стало меньше. Второе – составлять учебную программу. И третье – это отчет об успеваемости, который сейчас, в принципе, формируется автоматически. Поэтому нас больше интересует не сам отчет, а то, что учитель планирует сделать для достижения лучшего результата.

Вот что действительно нужно учителю, так это знать больше ученика. Это касается не только преподаваемого предмета. Сейчас педагог лучше школьника должен знать социальные сети, лучше ориентироваться в интернете, лучше знать компьютер. Это действительно сложно, особенно для возрастных учителей. Если учитель не может на уроке включить какой-то видеоряд, ученики это не одобрят. Если учитель использует интерактивную доску только как экран для мультимедийного проектора, это ученикам не нравится. Если ученик может больше узнать из интернета, чем от учителя, это очень плохо.

Девиз нашей школы: «Идти вперед, опережая время». Он возник неслучайно. Я прошу учителей знать и уметь больше учеников, уметь увлечь их эмоционально. То есть учитель должен быть ученику интересен. А если не будет интересен, то ученик уйдет в социальные сети, заочные школы и т. д. Тогда грош цена нашей работе!

Беседовала Маргарита Пожидаева

voskresensk-gis.ru


Импост окна

Профайн

Добавить комментарий