Для руководителя подразделения ОСП №4 Воскресенского колледжа Веры Чекрыжовой нынешний год юбилейный. Она отмечает сорокалетие педагогической деятельности, тридцать лет из которой отдано учебному заведению, хорошо известному жителям района как Профессиональное училище №15. Сегодня она гость нашей рубрики.
– Вера Васильевна, Вы с детства мечтали стать педагогом, или были другие планы?
– Только педагогом! Эта мечта жила в моем сердце, сколько я себя помню. Во дворе мы часто играли в школу. В детсады тогда редко кто ходил, и ребятишки на улице собирались большой толпой, чтобы поиграть в разные игры: в казаки-разбойники, в учителей… Я всегда была учительницей, и мне это очень нравилось. Я благодарна судьбе за то, что у меня самой были прекрасные учителя. По литературе – Валентина Ильинична Чирикова, которая дала нам столько хорошего и мудрого! Классным руководителем и преподавателем математики была Капитолина Александровна Ергунова, умеющая так понятно объяснять свой сложный предмет. а сколько экскурсий она для нас организовала! Провезла по всей Москве и Московской области. А больше всего я благодарна своей первой учительнице – Антонине Яковлевне Беднягиной. Эта удивительная женщина относилась к нам с такой любовью, словно мы были ее родные дети. Учителя вообще привнесли в мою жизнь очень много доброго. к окончанию школы передо мной стоял только один вопрос: какой факультет пединститута выбрать. Любовь к литературе перевесила любовь к математике, и я поступила на филологический факультет московского областного института имени Крупской.
– Какие запомнились радости студенческих лет?
– Я поступила на вечернее отделение, и ездить каждый день после работы было непросто. Но радостью была сама учеба. У нас собралась очень дружная группа. когда поступили, думали, что уж русский язык-то мы знаем, но наш преподаватель Надежда Николаевна Алгазина вдруг стала открывать перед нами такие неизвестные доселе его глубины, на постижение которых можно потратить всю жизнь.
– Чем запомнились первые шаги в школе?
– В начале педагогической деятельности мне снова повезло с учителем. Когда я работала пионервожатой в старой первой школе, моя наставница Зоя Семеновна Найчук научила меня быть руководителем, распределять свое время и никогда не опаздывать. «Лучше прийти на 15 минут пораньше, чем на минуту опоздать», – часто повторяла она, и я до сих пор заблаговременно прихожу на любую встречу. Потом я работала уже в новой первой школе с Владимиром Николаевичем Каштановым, потом была секретарем горкома комсомола, и уже в 1986 году пришла в училище №15, где тружусь и сейчас.
– Вас не испугало, что ребята в училище не совсем похожи на школьников?
– Меня многие отговаривали от этого решения, ведь самые лучшие ученики остаются в старших классах школы. Но меня это не испугало. Когда я пришла сюда, директором был Христьян Христьянович Кремер. У нас сложилась хорошая команда, и мы начали работать очень дружно. Я увидела, что дети здесь порой добрее тех, что учатся в школе на отлично. А так как я пришла замом по воспитательной работе, ребята раскрывались для меня с самых лучших сторон. Многие в те годы были из обездоленных семей: у кого-то отца нет, кого-то бабушка воспитывает, и им очень хотелось тепла. В школе они сидели на последних партах, а здесь начинали чувствовать себя увереннее и старались участвовать во всех мероприятиях. Все наши многочисленные бесплатные кружки были переполнены. Ведь детям хотелось и выступить на сцене, и в спортивных играх поучаствовать, и в разных интересных мероприятиях себя показать.
А учились у нас тогда в основном мальчики. единственная группа, в которую поступали девочки, готовила аппаратчиков широкого профиля для химической промышленности. Остальные профессии – мужские: КИПовцы, сварщики, электрики, автомобилисты… И все наши мальчишки были энтузиастами. Я часто думаю, что самый счастливый период в моей жизни был, когда я работала учителем и замом по воспитательной работе и имела больше возможностей общаться с детьми, вникать в их проблемы, увлекать их интересными делами. А когда я стала директором, ответственная организационная работа и большой объем документации стали отбирать много времени от непосредственно педагогической деятельности. Это досадно.
– Вы много подготовили специалистов для ВМУ?
– Я думаю, что там и сейчас работает много выпускников пятнадцатого училища. Потому что с 1932 года на базе химкомбината было создано ФЗО, а в 1940 году, когда по постановлению правительства открылись ремесленные училища, этот статус был присвоен и нам. Мы стали училищем №15, и, тем не менее, до 90-х годов оставались цехом №1 на химкомбинате. Это было замечательно: там проходила производственная практика, а по окончании учебы выпускникам выдавались комсомольские путевки, и они шли занимать рабочие места на знакомом, родном предприятии. Думаю, если сегодня опросить рабочих, окажется, что две трети из них – наши, от рабочих до руководителей структурных подразделений. Мы очень гордимся тем, что стали кузницей кадров для градообразующего предприятия.
– Химкомбинат помогал?
– Наша комсомольская организация входила в комитет комсомола химкомбината, и мы очень тесно взаимодействовали. Это были и экскурсии на предприятие, и поездки, организованные профкомом комбината и комитетом комсомола. Была у нас и ученическая профсоюзная организация, которую возглавлял Александр Першин, много лет проработавший на химкомбинате. Словом, жизнь кипела.
– А в последние годы дети изменились?
– Безусловно. Ведь изменились и время, и система образования, появился Интернет, который заменяет современным молодым людям и книги, и живое общение… но я бы не сказала, что дети стали хуже. Во все времена есть разные люди, и, по моему глубокому убеждению, хороших большинство. Наблюдая за судьбой наших выпускников, я вижу, что все они находят себе применение и место в жизни. Это радует.
– Чем сегодня любят заниматься Ваши студенты?
– Им по-прежнему нравятся военно-спортивные игры, когда можно пострелять в тире, помаршировать. И мы стараемся организовывать именно такие мероприятия. Эта традиция сохраняется со времен, когда директором был Христьян Христьянович Кремер. Хоть военного дела сейчас как предмета нет, а есть ОБЖ, мы стараемся ко многим государственным праздникам приурочивать военно-спортивные соревнования между группами.
– А Вас что увлекает помимо педагогики?
– Я люблю после работы покопаться в грядках: это помогает отвлечься от проблем и отдохнуть. Читать очень люблю, хоть не всегда есть время.
– Есть произведения, которые особенно повлияли на Вас?
– Думаю, вся классика, прочитанная в детстве и юности, оставила во мне свой след и стала воспитателем. Когда-то мы записывались в очередь, чтобы взять какую-то интересную книгу. Даже на уроках в школе читали, пряча книгу под партой. А сейчас иди в любой магазин и бери любые издания. Многие привыкли читать в компьютере. Но для меня неизменным удовольствием остается возможность посидеть с книгой в креслице, переворачивая страницы. Мой старший внук тоже не может жить без книги. Приезжая ко мне в гости, обязательно привозит с собой толстенные тома своей любимой фантастики и за два дня прочитывает. А вот младший больше любит посмотреть мультики.
– Есть ли среди Ваших выпускников те, что добились значительных успехов в жизни?
– Конечно! Наши ребята работают по всей Москве и Московской области. Это повара в администрации президента, руководители, работающие на химкомбинате, есть даже генералы, которые начинали свое образование в нашем училище. Среди наших выпускников и олимпийский чемпион Анатолий Парфенов, и многие ставшие известными хоккеисты: Валерий Зелепукин – первый из воскресенцев обладатель Кубка Стэнли, Александр Черных – олимпийский чемпион…. И мы ими гордимся.
– Есть ощущение, что за 30 лет работы набрался солидный груз опыта?
– Опыт, конечно, немалый, но при этом я совершенно не чувствую возраста. наверное, так всегда бывает, когда работаешь с молодежью. Это заставляет быть в тонусе. Сегодняшние дети более прогрессивные, они владеют техникой, они более грамотные, более развитые. Приходится не отставать!
– Сегодня профессиональные училища успевают за новыми веяниями жизни?
– А куда деваться?! Мы не имеем права не успевать. Открываем новые профессии, чтобы дети учились с интересом и имели возможность реализоваться в жизни. Если раньше работали на уровне начального профессионального образования, то сейчас у нас есть и среднее. И я думаю, что это престижно для ребят. Они у нас постоянно участвуют в конкурсах рабочих профессий и WorldSkills, показывая достойные результаты. так было всегда и будет продолжаться, потому что без рабочих профессий не обойтись. И даже в крупных научно-исследовательских институтах всегда на вес золота будут цениться слесари с большой буквы «С».
Беседовала Ирина Александрова
http://kujbyshevec.ru/