Кацеповы. Из истории предпринимательских династий Воскресенска

Во второй половине XIX века, вскоре после освобождения крепостных крестьян, в наших краях начинается бурное промышленное развитие. Появляются ткацкие и красильные фабрики, кирпичные заводы, лесопилки. Одним из таких новых предприятий стала фабрика Кацеповых в деревне Лопатино, позднее Фетровая фабрика, которая под именем АО «Фетр» работает и по сей день, и является старейшим действующим промышленным предприятием района. Здесь мне бы хотелось рассказать немного о семействе промышленников Кацеповых.

В середине XIXв. деревни Лопатино и Федотово принадлежали князьям Оболенским. В деревне Федотово в это время жил крестьянин Василий Никитич Кацепов, примерно 1811 г. рождения. Он был старообрядец. По преданию, которое приводит историк Сергей Михайлов, Кацепов «носил прозвище «Грибник», но вовсе не от того, что любил ходить по грибы. Начинал Кацепов как главарь разбойничьей шайки. Однажды он с подельниками ограбил обоз с грибами, который шел на Москву. Подумав, что уже пора остепениться, Кацепов продал грибы, а на вырученные деньги открыл ткацкую фабрику». Дело у «завязавшего» разбойника пошло хорошо. Фабрика Василия Кацеповав Федотово по данным «Атласа мануфактурной промышленности Московской губернии» за 1872 г. имела 90 ткацких станов, работали на ней 128 человек, из них 68 мужчин, 20 женщин, 40 малолетних. Продукции: тика, нанки, трико, шотландки выпускалось на 35 800 рублей в год. Кацепов записался со всем семейством в купечество и ездил торговать своими тканями на ярмарки, добирался даже до Сибири.

По данным Подворной переписи 1869-1871 гг. коломенский купец Василий Никитин сын Кацепов, 59 лет от роду, жил в Федотове и держал в родной деревне ткацкую фабрику. В семействе его числились: жена Александра Никитична 58 лет, сыновья Алексей 38, Тимофей 28 и Филипп 23 лет от роду. Старшие сыновья уже были женаты – на Прасковье Терентьевне 35 и Настасье Яковлевне 26 лет и имели детей: Алексей – сына Илью 11 лет, а Тимофей – сына Никиту 5 лет и дочь Марфу 1 года. В доме проживали служащие при конторе – три человека, в домашнем хозяйстве фабриканта держали 3 лошади и 2 коровы.

Как пишет воскресенский краевед Б.В. Гошкевич, когда Василий Кацепов делился с сыновьями, он им дал по 200000 рублей. На полученные деньги Филипп Васильевич и Илья Алексеевич (сын рано умершего Алексея Васильевича) построили себе в Федотове богатые дома. Из сыновей основателя династии самым удачливым стал средний сын Тимофей (ок. 1842-1901), который значительно превзошел отца. Первоначально Тимофей Кацепов работал подрядчиком у фабриканта Ивана Демина на его Садковской фабрике, набирался опыта, а потом и сам стал хозяином – возвел красильную фабрику и контору раздачи основ между деревнями Федотово и Лопатино. Это произошло в 1883 г. Дела у Тимофея пошли в гору, в 1891 г. ему удалось по конкурсу купить ткацкую фабрику разорившегося предпринимателя Сергеева в селе Барановское (в советское время – фабрика «Вперед»). Кроме того, Кацеповы усердно скупали земельные участки. По данным Памятной книги Московской губернии 1899 г. в Колыберевской волости Коломенского уезда Тимофею Кацепову принадлежало 623 с лишним десятин единолично и еще 376 десятин в совладении с купцом Иваном Михайловичем Кацеповым (кто он ему по родству, неведомо). В соседней Усмерской волости Бронницкого уезда 304 десятины с третью принадлежали купеческой вдове Надежде Кондратьевне Кацеповой (супруге Филиппа Васильевича), а за Тимофеем Кацеповым числилось 193 десятины.

Интереснейшие воспоминания о Кацеповых оставил старый рабочий фабрики Иван Алексеевич Шилов (1871-1960), коренной житель деревни Лопатино. Вот что он рассказывал: «Я пошел на фабрику к Кацепову. Работали по 14 часов. … Уже купцы стали приезжать за товаром – отгружали вагонами. Был удивлен, когда в один из весенних теплых дней из окна фабрики увидел старого Кацепова (имеется в виду Тимофей Васильевич. – А.Ф.). Одет он был в лапти, шерстяные носки, тиковые подштанники, а рубаха длинная – до колен, подпоясана веревочкой. На голове вместо шапки блин какой-то. В руках его ключи и палка с набалдашником; собачка маленькая при нем. Кацепов ходил по двору, не спеша, зорко глядя вокруг. Вдруг собачка залаяла, подбежала к складу дров, вцепилась в штаны рабочего и вытащила его наружу. Хозяин повел рабочего в контору, оштрафовал: «Не гуляй в рабочее время». Оказывается, рабочий, завидев хозяина, спрятался за дрова. Вот так, не спеша, ходит Кацепов по двору фабрики. «Дедушка, где хозяина найти?» – (Купцы приехали). «Вон в ту дверь идите, в контору. Он выйдет к вам». Переоденется и выходит к купцам уже фабрикант Кацепов.… Сыновья Кацепова – Петр Тимофеевич и Никита Тимофеевич – помогали отцу во всем. Тот их вводил в дело, чтобы потом могли хозяйничать самостоятельно. Куплена фабрика в Барановском. Туда Кацепов назначил хозяином своего сына Никиту. А в Лопатино хозяином поставил Петра. В Барановское провели щебеночное шоссе. Уже была отстроена старообрядческая церковь, на втором этаже (внизу же – кухня и людская) с колокольней и широкими окнами, с разноцветными стеклами. Старый хозяин стал вовлекать в свою веру рабочих: которые единоверцы – доверия больше. Помогал им, лес и деньги давал на постройку дома. Трем братьям Хлудовым, возчикам, единоверцам, доверял перевозку мануфактуры (суровья) с Барановской фабрики. Построил им всем троим по дому…. Грамотные единоверцы работали у Кацепова в конторе. Староверы Лопатина и Федотова ходили в его церковь молиться…. Все же православные ходили в церковь в город. Старым Кацеповым был построен семейный склеп на староверческом кладбище за селом Воскресенское. Здесь поставлены мраморные памятники черного цвета…. Управляющим фабрики хозяин поставил Сидорова, который был многообразованным. Сам Тимофей Васильевич уединился в свою комнату с иконами – проводил последние дни в посте и молитве, болел. После смерти хозяина (1901 г. – А.Ф.) сыновья завладели фабриками: Петр Тимофеевич – в Лопатино, Никита Тимофеевич – в Барановском. Никита Тимофеевич был жестким и прижимистым, рабочих  держал, как в клещах. Так и жили мы: Кацепов богател, народ беднел».

Всего на обеих фабриках, Барановской и Лопатинской, численность работающих достигла к 1912 г. полутора тысяч человек. Иван Шилов вспоминал, что Петр Тимофеевич был добрее своего старшего брата, относился к рабочим по-человечески, но старший брат предал его жандармам «за его разговоры про царя, за поблажки рабочим». Петр Кацепов вынужден был уехать и вскоре умер (1911 г.). После смерти Петра правление «Товарищества мануфактур Тимофея Кацепова сыновей» выглядело так: директор-распорядитель коломенский 1-й гильдии купец Кацепов Никита Тимофеевич, директоры: жена коломенского 1-й гильдии купца Кацепова Агния Ивановна (его жена) и вдова коломенского 1-го гильдии купца Кацепова Анфуса Васильевна (вдова Петра?).Но недолго хозяйничал и Никита, он умер 17 мая 1913 г. 47 лет от роду. Никита Кацепов щедро жертвовал деньги старообрядческим церквам и моленным, помогал мирить два старообрядческих согласия – окружников и неокружников, поэтому доброжелательный некролог и большой репортаж о его пышных похоронах опубликовал журнал «Старообрядческая мысль». Автором этих материалов был издатель журнала – Никифор Дмитриевич Зенин, уроженец деревни Гостилово, известный фотограф, издатель, книготорговец и начетчик, проживавший постоянно в Егорьевске. Оценки, которые он дает, значительно отличаются от оценки Ивана Шилова. Из публикаций Н.Д. Зенина мы узнаем множество лестных подробностей о Никите Кацепове, но следует сказать, что все его добрые и хорошие дела сочетались с жестким и даже жестоким отношением к своим рабочим.

После смерти отца семейное дело возглавил его старший сын Дмитрий Никитич (1893 г.р.). Непосредственно работой Лопатинской фабрики руководил его дядя по матери, Иван Иванович Сидоров. Далее приводим цитату из книги «На изломах веков», она вышла к 125-летию фетровой фабрики: «С победой Октября события разворачивались с поразительной динамикой. На станции Воскресенск создается ревком, а на фабрике – рабочий комитет, председателем которого становится рядовой труженик Андрей Иванович Квартальнов (прадед известных хоккеистов Андрея и Дмитрия Квартальновых. – А.Ф.). Любопытны рассказы непосредственных очевидцев той поры. Будто бы после создания рабочего комитета, хозяин предприятия Дмитрий Никитович Кацепов зашел к Квартальнову и отдал ему символический ключ от фабрики со словами: «Фабрику строили вы и хозяйствуйте сами». Сам Кацепов в Лопатине не остался – уехал в Москву».

В 1918 г. Лопатинская фабрика была национализирована.

Фото http://fetr.org/

О бывших её владельцах сохранились такие рассказы. Старший брат Дмитрий Никитич Кацепов вместе с братом Петром трудились в советское время бухгалтерами в проектных институтах, другой брат – Георгий работал машинистом паровоза в депо «Москва-Сортировочная». Одна из сестер вышла замуж за иностранца и уехала жить в Англию, а самая младшая сестра постриглась в монахини и служила в церкви посёлка Кратово Раменского района.

Интересные сведения о старшем брате найдены на сайте «Память народа». Военинжинер 2 ранга Дмитрий Никитич Кацепов призван Мосвкорецким военкоматом г. Москвы и уже в начале сентября 41-го оказался в действующей армии, воевал до Победы, за воинские заслуги заслужил 3 ордена – два ордена Красной звезды и орден Отечественной войны 2-й степени. Вот отрывок из наградного листа за 1942 г. на первый орден Красной звезды: «Участвуя в Отечественной войне с 3 сентября 41 г. начальником артснабжения 421 противотанкового полка РГК. В  боях, которые вел полк в начале октября 41 года под хутором Петровское, во время разгрома группы Клейста в декабре 41 года под Берестово в Донбассе – обеспечил успешные действия батареи полка питанием их выстрелами, подвозя их лично на огневые позиции под сильным артиллерийским и минометным огнем, рискуя при этом жизнью. В конце июля 42 года, будучи начальником Управления Артснабжения Армии таким же образом дважды доставлял на машинах в бой боеприпасы 31 стрелковой бригаде под Тихорецкой, чем дал ей возможность выполнить боевую задачу. В первых числах августа 42 г. в условиях боя успешно выполнил задание командования по перевозке, постановке на О(гневые) П(озиции) и снятию с них в дальнейшем роты ПТР на сев. окр. станции Новокубанская под сильным огнем противника».

Дмитрий Кацепов закончил войну подполковником, осенью 1945 г. находился в составе 15-й отдельной трофейной бригады, «как высококвалифицированный инженер по машиностроению» занимался вывозом в счет репараций промышленного оборудования с предприятий Венгрии и Австрии. Брат Дмитрия – Павел, 1903 г. р., также москвич, в Великой Отечественной войне участвовал в звании сержанта, награжден медалью «За боевые заслуги». Воевал и их троюродный брат – майор Дмитрий Арсеньевич Кацепов, 1903 г.р., внук купца Филиппа Васильевича и сын продкомиссара времён Гражданской войны Арсения Филипповича Кацепова. Он служил начальником топографической службы в 69-м стрелковом корпусе, был награжден орденом Красной звезды, медалями.

Захоронения Кацеповых на практически заброшенном старообрядческом кладбище за селом Воскресенское в послевоенное время стерты с лица земли, памятники исчезли, от склепа остались лишь разрозненные фрагменты… А вокруг расположились садовые товарищества, где совсем рядом с историческим для нашего края местом идет своя, современная жизнь.

Андрей Фролов
http://kujbyshevec.ru/


Импост окна

Профайн

Добавить комментарий