Интервью с директором лицея №22 г.Воскресенск

50 лет назад 22-я школа впервые наполнилась голосами учеников. Сегодня тысячи воскресенцев обоснованно называют ее своей. Кто-то в ней учился сам или водил туда ребенка, кто-то работал или приходил на мероприятия. О своей школе рассказывает директор 22-го лицея Андрей Копцов.

– Андрей Анатольевич, 14 лет назад вас назначили директором школы № 22. Что тогда вы о ней знали?

– 22-я – некий особый мир, но не чужой для меня. Я часто бывал здесь на различных районных олимпиадах, которые всегда проводились на ее базе.

Известно, что, когда школу открывали в 1965-м, к отбору учителей отнеслись очень строго. В этом, видимо, и заключается ее особенность: изначально отобранный сильный преподавательский состав, увлеченный работой, полностью отдающий себя детям.

Понятно, что за 50 лет сменилось не одно поколение педагогов, но каждому молодому учителю было и есть у кого учиться и на кого равняться.

22-я всегда была инициатором новшеств. Здесь вводили иностранный язык в начальной школе, физику с 6-го класса, создавали спортивные классы. Здесь испытали систему триместров.

– Сильный преподавательский состав, высокая репутация школы – не было ли у вас сомнений, что потянете руководство таким коллективом?

– Пришел сюда, имея три года директорского стажа в школе №9. Помню, как Христьян Христьянович Кремер меня представил коллективу 22-й. Большинство педагогов значительно превосходили меня опытом и возрастом. Потом мы с ним обходили школу, и ко мне подошла Вилора Михайловна Ларионова, которая работала здесь с самого открытия. И она приобняла меня со словами: «Удачной вам работы! Мы вас поддержим!» Это ее благословение, придавшее сил и уверенности, никогда не забуду.

Чувствовал поддержку и коллег-руководителей. Директорский корпус того времени был образцом культуры, воспитанности, интеллигентности. Было на кого равняться, с кого брать пример: Н.М.Леус, Р.Н.Утешева, В.Я.Гулевская.

– Каковы критерии успешности школы?

– Участие и победы в конкурсах, олимпиадах, количество медалистов.Но главный критерий – эту школу выбирают родители.

– В чем особенность 22-го лицея, отличие от других школ?

– Сразу скажу – точно не избранность детей. Конкурсного отбора нет. Другое дело, что само слово «лицей» пугает некоторых родителей. Происходит такой личный отбор: «Лицей мой ребенок не потянет».

Я думаю, что особенность нашей школы в том, что весь коллектив привык «пахать». Если в этот наш организм попадает человек с ленцой, он не приживается. Чувствует себя инородным телом и покидает нас.

Результат – наши ученики. Я смотрю на них в разных ситуациях. Ездим часто на конкурсы, соревнования и по району, и по области. Наши выгодно отличаются степенью воспитанности, интеллигентностью. Это, думаю, от духа школы.

Но что такое школа, где учителя-пахари способны вытянуть любую проблему? Кто везет, на того и наваливают. Сложные задания нередко поручают нам.

– Какого рода могут быть эти задания?

– Обычно организация масштабных, ответственных, значимых мероприятий или участие в таковых. Особенно нестандартных, каких-то новых. Вот однажды очень мною уважаемый наш благочинный отец Сергий обратился с просьбой провести образовательные Рождественские чтения. Наш конек – физика, математика. Я был поражен тем, что благочинный доверяет нам проведение нехарактерного для нашего коллектива мероприятия. У нас нет для этого никаких методик, разработок, типовых сценариев, рекомендаций. Была дана только тема. Между тем, православие, его значение в становлении и развитии России, влияние на наши культуру и общественное мировоззрение настолько важны и настолько важно правильно подать этот материал, что мы просили благочинного как эксперта проверить подготовленные нами сценарий, конспекты уроков, план внеклассного мероприятия.

Это один пример. Но с каждым таким мероприятием мы растем. Любой успех окрыляет, придает силы.

Еще есть особенность у нашей школы: мы способны растить учителей. В нашем коллективе из молодого выпускника педвуза достаточно быстро выковывается мастеровитый творческий профессионал. Одного молодого учителя привела его бабушка – тоже педагог: «Андрей Анатольевич! Сделайте из него учителя!» Подчеркну, она привела его не ко мне лично, а в 22-й лицей. В коллектив. Сейчас он уже с категорией, с именем, есть заметные профессиональные достижения. Ну, он и был до мозга костей учитель. Семейные гены. У нас раскрылся.

– 22-я стала лицеем 11 лет назад. Что надо было для этого сделать?

– Мы прошли процедуру государственной аккредитации и лицензирования. Проверялось соответствие категорий учителей, успешность учащихся в освоении программ, анализировались результаты итоговых испытаний. Это было непросто, но мы справились.

В нашем лицее кроме классов, обучение в которых ведется по обычным программам, есть физико-математические, социально-математические, инфор-

мационно-технологические. Их ученики получают углубленные знания по определенному профилю – 5-6 профильных часов в неделю. Уровень сложности задач значительно выше программ обычной школы.

– Чем вы руководствуетесь, принимая решение о создании класса углубленного изучения предмета?

– Желание учеников – первостепенно. Но есть и другие факторы: наличие преподавателей высшей категории и их нагрузка. Углубленное изучение требует напряженного труда и учителя, и учеников.

Раньше для таких классов мы буквально проводили селекцию. Например, набирали в параллели 8-х классов физико-математический класс. Ребята еще учились в 7-м, но учителя физики Елена Михайловна Корчагина или Зоя Васильевна Нечаева уже знакомились с ними, проводили первоначальный отбор. Потом кандидаты выполняли тестовое задание. А каждого, кто с ним справился, мы еще и обсуждали: готов ли психологически к повышенным учебным нагрузкам, справится ли с ними, достаточна ли мотивация к напряженной учебе? Именно такая работа по развитию одаренных детей и нужна. Но и результаты впечатляют. Не помню случая, чтобы выпускник такого класса не поступил на бюджетное отделение технического вуза. На примере одного выпуска: из 15 человек

8 – в Бауманский, 2 – в МГУ, остальные в МФТИ, МИФИ, Финансовую академию. Для учителя работа с такими учениками  – и счастье, и испытание.

Сейчас стало сложнее. В классе, даже и с углубленным изучением, должно быть не меньше 25 человек. Многие родители настаивают на включении ребенка в физматкласс, хотя у него явно гуманитарный склад мышления, и мы не вправе им отказать. Их мотивы: в таком классе более сильный состав учеников, лучше дисциплина, ребенок будет тянуться за сильными, лучше усвоит программу. На практике такой расчет не оправдывается. Этот ребенок испытывает постоянную психологическую нагрузку оттого, что для выполнения учебных заданий ему требуется больше усилий, больше времени. Но если из 25 человек кто-то не усвоил материал, учитель не может идти дальше. Он объясняет отстающему, остальные теряют время зря.

– Что вы пожелаете своему коллективу в юбилейный год?

– Сегодня в коллективе трудятся 50 педагогов. Все они достойны самых высоких наград. Мне бы хотелось пожелать каждому творческого развития, ярких учеников, родителей-единомышленников. Хочется пожелать, чтобы забота власти об учителе и образовании была искренней, мудрой, дальновидной.

Источник:http://in-voskresensk.ru/
Фото:http://licey22vos.ru/


[poll id=»12″]


Импост окна

Профайн

Добавить комментарий